Есть ли способ получить окончательную бумажку, хорошие вот это вот духи или плохие? Или вот еще: правильно ли я воспринимаю аромат Х как нарциссы с прополисом или врет тот кто составлял "пирамидку"?
Коротко - четкого способа определить правоту или "хорошесть" - нет, и вот почему.
Процесс восприятия запаха - сложный, многоуровневый когнитивный процесс. Комплексный характер обоняния вызывает серьезные трудности при попытке проанализировать его с механистической точки зрения и свести все к одному знаменателю.
Дело в том, что, с одной стороны, существуют запахи, более или мене одинаково привлекательные и ли отвратительные для всех людей - особенно запахи, связанные с пищей, хорошей или негодной. С другой стороны, более отвлеченные от жизненно необходимых вещей запахи - даже цветочные, разные люди будут воспринимать и описывать по-разному. Один и тот же нарцисс для людей их разных стран с разным опытом может пахнуть по-разному: и медом и сотами, и масляной краской, и сливочно-ванильным пудингом.
Как же так получается?
Физиологически у разных людей немного различается набор ольфакторных рецепторов. То есть некоторые душистые вещества одни люди могут "уловить", другие - нет. Но это не так уж важно, поскольку у нас несколько сотен ольфакторных рецепторов, и в целом люди могут договориться между собой и согласовать свой опыт.
Но, как будто этого мало, и с взаимодействием "душистое вещество" - рецептор не все просто, поскольку нет простых и линейных связей типа "одно вещество-один сигнал". Одно и то же вещество в разных концентрациях может связываться с совершенно разными рецепторами и создавать разную сенсорную картину.
Кроме того, обонятельный сигнал, как и другая сенсорная информация, проходит дополнительную обработку, сравнимую с обработкой фотографии в фоторедакторе: в зависимости от прочих входящих данный один и тот же запах может казаться нам приятным, неприятным, вредным и т.д. На процесс этой обработки очень влияют культурные представления, в рамках которых человек вырос и сформировал свое восприятие.
Возвращаясь к нарциссу - если вы любитель ванильных пудингов, вы легко обнаружите в нем и маслянисто-восковые и ванильные оттенки. Люди, в поле внимания которых ваниль не занимает значимого места - проигнорируют ее и их воображение сформирует другой ольфакторный образ, фокусируясь на других точках.
Поэтому нет смысла искать "единственно верные критерии", обоняние - сложное, комплексное чувство, и на конечный результат акта "нюханья" влияет множество факторов, начиная с генетического кода и заканчивая культурными предпосылками и настроением.
А где же тогда правда?
Правда - в вас. "Объективного восприятия и критериев оценки" не существует, аромат - то что рождается в вашей и только вашей голове, это продукт вашего внимания.
Но, если честно, парфюмерия в этом смысле не уникальна. Например, посмотрите как люди книги читают. Казалось бы текст, буквы, что может пойти не так? (демонический хохот).
Вот в сторону "правды в вас" я очень надеюсь скоро показать, как смотреть)
Коротко - четкого способа определить правоту или "хорошесть" - нет, и вот почему.
Процесс восприятия запаха - сложный, многоуровневый когнитивный процесс. Комплексный характер обоняния вызывает серьезные трудности при попытке проанализировать его с механистической точки зрения и свести все к одному знаменателю.
Дело в том, что, с одной стороны, существуют запахи, более или мене одинаково привлекательные и ли отвратительные для всех людей - особенно запахи, связанные с пищей, хорошей или негодной. С другой стороны, более отвлеченные от жизненно необходимых вещей запахи - даже цветочные, разные люди будут воспринимать и описывать по-разному. Один и тот же нарцисс для людей их разных стран с разным опытом может пахнуть по-разному: и медом и сотами, и масляной краской, и сливочно-ванильным пудингом.
Как же так получается?
Физиологически у разных людей немного различается набор ольфакторных рецепторов. То есть некоторые душистые вещества одни люди могут "уловить", другие - нет. Но это не так уж важно, поскольку у нас несколько сотен ольфакторных рецепторов, и в целом люди могут договориться между собой и согласовать свой опыт.
Но, как будто этого мало, и с взаимодействием "душистое вещество" - рецептор не все просто, поскольку нет простых и линейных связей типа "одно вещество-один сигнал". Одно и то же вещество в разных концентрациях может связываться с совершенно разными рецепторами и создавать разную сенсорную картину.
Кроме того, обонятельный сигнал, как и другая сенсорная информация, проходит дополнительную обработку, сравнимую с обработкой фотографии в фоторедакторе: в зависимости от прочих входящих данный один и тот же запах может казаться нам приятным, неприятным, вредным и т.д. На процесс этой обработки очень влияют культурные представления, в рамках которых человек вырос и сформировал свое восприятие.
Возвращаясь к нарциссу - если вы любитель ванильных пудингов, вы легко обнаружите в нем и маслянисто-восковые и ванильные оттенки. Люди, в поле внимания которых ваниль не занимает значимого места - проигнорируют ее и их воображение сформирует другой ольфакторный образ, фокусируясь на других точках.
Поэтому нет смысла искать "единственно верные критерии", обоняние - сложное, комплексное чувство, и на конечный результат акта "нюханья" влияет множество факторов, начиная с генетического кода и заканчивая культурными предпосылками и настроением.
А где же тогда правда?
Правда - в вас. "Объективного восприятия и критериев оценки" не существует, аромат - то что рождается в вашей и только вашей голове, это продукт вашего внимания.
Но, если честно, парфюмерия в этом смысле не уникальна. Например, посмотрите как люди книги читают. Казалось бы текст, буквы, что может пойти не так? (демонический хохот).
Вот в сторону "правды в вас" я очень надеюсь скоро показать, как смотреть)
Больше заметок о запахах и их восприятии по тегу "Алхимия" и "О натуральной парфюмерии"
Например:
Свежий несладкий аромат
Почему я перестаю чувствовать аромат?
Как выбрать духи и не сойти с ума?
"Ноты" в парфюмерии
Почему духи пахнут селедкой?
Влияет ли оформление аромата на восприятие запаха (и как?)
Например:
Свежий несладкий аромат
Почему я перестаю чувствовать аромат?
Как выбрать духи и не сойти с ума?
"Ноты" в парфюмерии
Почему духи пахнут селедкой?
Влияет ли оформление аромата на восприятие запаха (и как?)