Задумывались ли вы, почему “духи пахнут селедкой”? Откуда вылезают эти сельди, бекон и буратины? Почему некоторые ассоциации оказываются такими стойкими, как ни одним духам не снилось?
Я часто на оффлайн мероприятиях даю один экстракт понюхать в слепом тесте. «Что это? Вы знакомы с этим ингредиентом. Если можете – попробуйте узнать, если нет – просто расскажите, что приходит в голову, чем пахнет». По описаниям, думаю, угадаете и вы)
Я часто на оффлайн мероприятиях даю один экстракт понюхать в слепом тесте. «Что это? Вы знакомы с этим ингредиентом. Если можете – попробуйте узнать, если нет – просто расскажите, что приходит в голову, чем пахнет». По описаниям, думаю, угадаете и вы)
«Селедка!»
«Грибочками пахнет»
«Мускатный орех»
«Кажется, перец»
«Огурцами»
«Соленые грибы или огурцы»
Догадались?
«Грибочками пахнет»
«Мускатный орех»
«Кажется, перец»
«Огурцами»
«Соленые грибы или огурцы»
Догадались?
«Ох, ну конечно гвоздика, точно, вы сказали - я сразу вспомнила». А до этого запах узнавался всего лишь как «что-то очень знакомое», сельдь, грибы, огурцы – то есть то, в чем эта гвоздика используется.
И получается подмена – не огуречный рассол пахнет гвоздикой, а гвоздика пахнет огурцами. Замечать такие подмены не так просто, как кажется. Откуда они?
И получается подмена – не огуречный рассол пахнет гвоздикой, а гвоздика пахнет огурцами. Замечать такие подмены не так просто, как кажется. Откуда они?
Смотрите: мы вдыхаем аромат гвоздики (у меня СО2 экстракт, он очень, очень похож на живые бутоны гвоздики, не резкий и не стоматологический) и пытаемся его опознать. Память подсовывает ту картинку, которая и похожа и лежит ближе всего, у всех она разная: рассол, пряности, кухня, и даже просто «огурцы» (просто огурцы лежат дальше всего, потому что у свежих огурцов и гвоздики почти нет общего в запахе). И без дополнительных усилий уточнения маршрута не происходит, мозг не доходит до того, чтобы опознать гвоздику как гвоздику. Хотя если показать пальцем, все становится на свои места, и это уже не грибы и не селедка.
Вот он, самый простой пример этой самой «подмены привычной картинкой». Да, подменная картинка немножко привязана к реальному аромату. Иногда – через одну итерацию (гвоздика в рассоле - маринованные грибы) иногда – через две (гвоздика в рассоле – соленые огурцы- свежие огурцы). Вообще «рассол» выходит на арену очень часто, многие зеленые непривычные ноты воспринимаются как рассол, а там и грибы недалеко, и если есть склонность фиксировать эти первые ассоциации – то от грибов в аромате розы избавиться не так уж просто.
Вот он, самый простой пример этой самой «подмены привычной картинкой». Да, подменная картинка немножко привязана к реальному аромату. Иногда – через одну итерацию (гвоздика в рассоле - маринованные грибы) иногда – через две (гвоздика в рассоле – соленые огурцы- свежие огурцы). Вообще «рассол» выходит на арену очень часто, многие зеленые непривычные ноты воспринимаются как рассол, а там и грибы недалеко, и если есть склонность фиксировать эти первые ассоциации – то от грибов в аромате розы избавиться не так уж просто.
Что же делать, если везде грибы и бедуины, козлы и бекон?
Ответ очевидный: тренироваться.
Тренировка и привычка дифференцировать ощущения позволит приобрести гибкость, текучесть восприятия. И постепенно вы привыкнете к тому что фокус внимания может быть подвижным, не застревать намертво на селедке. Особенно если вы подозреваете, что это не селедка. И да, на первых порах я не советую увлекаться «слепым» тестированием, для нетренированного восприятия оно может принести не очень много пользы: это как пытаться рисовать с закрытыми глазами.
Резюмируя: не все, что кажется на первый «внюх» селедкой или серым козликом, пахнет селедкой или серым козликом.
Ответ очевидный: тренироваться.
Тренировка и привычка дифференцировать ощущения позволит приобрести гибкость, текучесть восприятия. И постепенно вы привыкнете к тому что фокус внимания может быть подвижным, не застревать намертво на селедке. Особенно если вы подозреваете, что это не селедка. И да, на первых порах я не советую увлекаться «слепым» тестированием, для нетренированного восприятия оно может принести не очень много пользы: это как пытаться рисовать с закрытыми глазами.
Резюмируя: не все, что кажется на первый «внюх» селедкой или серым козликом, пахнет селедкой или серым козликом.
А чтобы пойти дальше первого "внюха" - можно потренировать обоняние, например, вот по этой моей бесплатной методике)