Кухня Парфюмера Алхимика

ПОЧЕМУ АРОМАТ ИСЧЕЗАЕТ

Почему духи нестойкие, почему я перестаю чувствовать аромат, который так пах на блоттере?
Много писала об этом, но повторение мать всего: главное, что можно сказать по теме: утомляется наш мозг, а не духи. Почему же, почему невозможно непрерывно наслаждаться ароматом любимых духов семь-восемь часов подряд?

Потому что мозг специально старается, прикрутить "стойкость": есть механизм обратной связи, чтобы, как только обонятельный импульс добрался до места назначения, выбрасывать в синапсы ГАМК, тормозящий сигналы медиатор. После этого сигнал "прекращается" и клетки готовы к новым подвигам. При этом новые сигналы имеют приоритет перед повторяющимися, которые уходят в фон.

А устроено все так потому, что обоняние наше - дистантное чувство, унюхал еду - ищи где она, нашел - мониторь, не идет ли за тобой тигр или конь в пальто. Понюхал - проходим мимо, не задерживаемся, товарищи, сигналов много, а мозг один.

Но вообще так любая сенсорная система устроена: никто не может себе позволить долго сидеть на одинаковом сигнале просто потому что за духи деньги уплочены, в системе очень много сил отводится на торможение импульсов. В любом анализаторе огромная система для координации возбуждения-торможения, и часть с торможением неактуального - как подводная часть айсберга.
Если мы раз за разом предъявляем один и тот же стимул - повторы будут вытормаживаться. Это норма. Обоняние развивалось совсем не как система, пригодная, чтобы слушать на повторе один и тот же аромат.

Когда профессионалы, работающие в индустрии, часами нюхают и оценивают композиции - это результат долгой тренировки. Тренировка может помочь и на пуанты встать и язык новый выучить. Можно волевым усилием заставлять внимание возвращаться на то же место снова и снова. Как музыкант, который заставляет себя слушать что он, условно говоря, "не так" сыграл в пассаже, который повторяет тысячный раз. Но это работа, и непростая, а никак не вариант нормы в режиме "пшикнул-пошел".

То есть есть разные режимы функционирования организма и внимания. И если не уделять колоссальный объем внимания на то, чтобы анализировать, что там доносит до тебя нос восемь часов подряд - он и не будет ничего доносить, потому что нового не то чтоб много а ресурс ограничен.

Это если в норме. Есть и счастливцы, у которых система координации торможения-возбуждения чуть или не чуть побита: слишком счастливое детство, травмы, сильные инфекции, ну или родился такой. И мы как раз те люди, которые со стойкими духами начинают программу “Снимите это немедленно”. Те люди, которые маниакально срезают этикетки с одежды и после ужина под веселую музыку мечтают три недели просто сидеть в тишине и темноте. Для нас - внимательный выбор, натуральные материалы и в духах тоже (они дают менее однозначный сигнали из-за этого звучание воспринимается как более комфортное), ванны с солью в темноте при свете чайных свечек.

Вот такой краткий рассказ.

Дисклеймер: разумеется, есть более и менее субстантивные душистые вещества. Метод оценки субстантивности: блоттер, помещение с комнатной температурой, туда входим и раз в час проверяем силу запаха. Не “на себе пять пшиков” а вот так вот.

Что еще почитать:
Темная сторона луны
"Ноты" в парфюмерии
Почему духи пахнут селедкой?
Влияет ли оформление аромата на восприятие запаха (и как?)
Полезное О натуральной парфюмерии