В прошлом году на парфюмерном рынке появилось около двух тысяч новинок. И с каждым годом цифра растет. Рехнуться можно.
Неудивительно, что найти свою каплю в этом море, если у вас нет навигатора, подробной карты и откалиброванного инструмента оценки, практически невозможно. По умолчанию его нет ни у кого, такова наша культура, развитием обонятельных навыков каждый занимается сам в меру своего разумения. Отсюда растет массовая фрустрация.
«Зашла в магазин, а там все одно и то же» (читай: была со всех сторон атакована девушками со спреями «попробуйте нашу новинку»). «У SJP был когда-то такой аромат, пудровый, не могу найти ничего похожего» (то было старое знакомое зло, а новинки ударили по рецепторам, все бесит, хочу родную пижамку). Коллективный стон стоит такой, что появилась когорта «стилистов», которые за весомый денежный взнос готовы сделать выбор за вас, огородить от безумия парфюмерного перепроизводства, предложить твердую руку и причинить добро.
Неужели, чтобы выбрать духи и не сойти с ума стоит обратиться за помощью к «парфюмерному стилисту», который попутно скажет вам, какой аромат самый сексуальный и как следует жить? Пристрелите меня, если я так напишу.
Но совет: «Лучше на эти деньги купите мешок пробирок и разбирайтесь сами», как пишут многие парфюмерные критики, ничем не лучше. Инструмента оценки как не было, так и нет, и начинающему любителю совершенно непонятно, что с этим мешком пробирок делать, навигатор к нему не прилагается. Впрочем, есть хорошие сервисы такого рода, например, тематические рассылки пробников, «все про амбру», «розовый сет», «десять шипровых ароматов», это уже дело
Так как разобраться, что купить чтобы в процессе не было мучительно больно? Предлагаю такой алгоритм поиска:
1. Поиск ольфакторных радостей
2. Поиск комфортной глубины погружения в тему
3. Поиск радостей на предпочитаемом уровне.
Начну с пункта один:
1) Поиск радости.
Проблема «как выбрать духи» возникает не потому, что нет хороших ароматов, а потому, что в среднем людям тяжело дается различение и оценка запахов, этим инструментом мы не учимся пользоваться, как учимся, например, различать слова. А еще потому, что контакт с морем незнакомых стимулов, вызывает стресс, а сложные ольфакторные стимулы – именно незнакомые, как речь на чужом языке.
Но нам необязательно знать, какие слова в песне Битлз Yesterday чтобы получить от нее удовольствие. Не обязательно бежать учить английский, чтобы выбрать песни для плеера. Достаточно знать, что нас радует, и это — первый ключ.
Понять, что такое для вас «хорошо» в мире ароматов.
Это исследование себя, а не рынка. Своих вкусов, предпочтений, любовей и неприятия. Я считаю, что духи должны радовать носителя, а не «нравится мужчинам», «быть дорогими, французскими». Главная задача духов – радовать. Вот лучший мотив для выбора, а не «цитрусы или альдегиды», «Chanel или Mugler».
Ищите радость от запаха, а не «запах». Вот фундамент, на котором строится более дифференцированный и подробный анализ «какие духи я люблю». Кроме того, это направляет фокус внимания на приятные эмоции, и стресс от контакта с незнакомыми стимулами, которые вы не можете опознать, уменьшается. Какая разница, бергамот там или апельсин, радует – берем!
Это – первый этап отбора, и, после предварительного анализа, вы сможете выяснить, какие группы ароматов вас радуют – цитрусы, восток, и то и другое.
2) Глубина погружения
Но как идти дальше? Можно углубиться в технические детали, заняться идентификацией “парфюмерных нот”, конструкций и прочим. Но не обязательно, это не единственный возможный путь. Есть второй — ориентация по сопутствующим признакам, и это приводит нас к пункту два.
Пункт два: Ориентация по сопутствующим знакам, или Контекст.
Существует еще один слой, целый мир, снабженный подробными навигационными картами, созданными на понятном всем языке. Именно он позволит вам выбрать несколько «ваших» цитрусовых ароматов из тысяч и тысяч. Это то, что есть в духах помимо, собственно, запаха.
Люди «в теме» порой критикуют его как «маркетинговую хрень». Не могу с ними согласиться. Восприятие ольфакторных сигналов дается неподготовленным слушателям непросто, если нет понятных сопроводительных материалов. Я говорю про визуальные и вербальные коды. Настроение, эмоцию, смысл создают не только запахи. Послание, ольфакторное, вербальное и визуальное, читается целиком. И «маркетинг» в данном случае помогает получить понятные ориентиры.
Ориентиры могут быть совсем простыми, например, цвет. Истошно-розовый цвет и упаковка в стразах подскажет, что лично мне не стоит даже близко подходить к флакону: послание, которое в нем содержится, доставит мне немало неприятных минут. Одна моя подруга, большая умница, но не особо увлеченная миром парфюмерии, делилась: “Всегда покупаю синие духи. Но не голубые, а такие, знаешь, в фиолетовый. Конечно, я знаю, их специально красят, но ни разу не ошиблась. Если жидкость или флакончик такого цвета — значит мне понравится!” Она не хотела разбираться в том, кто автор, что там внутри, ей хотелось просто радоваться своим духам — и так тоже можно! Можно выбирать по цвету, специально обученные люди работают над тем, чтобы запах и цвет сочетались и составляли целостную картину. Они хотят облегчить покупателю выбор и им это удается.
Можно использовать более сложные ориентиры и копнуть чуть глубже.
Ведь духи – не только приятно пахнущая жидкость, но и высказывание на актуальные темы на языке запахов. «Message in a Bottle» — так Лука Турин, отец современной парфюмерной критики, назвал свою колонку в Style Arabia. Записка в бутылке, поэма, эссе или лимерик, которые мы можем расшифровать. Духи, считает он, не запах, а послание, пишет его парфюмер, а читает – тот, кто вдыхает аромат. Послание может быть простым и сложным, веселым или грустным, но оно не существует в вакууме, не оторвано от культуры и контекста. Все что волнует людей: авторов и, соответственно, целевую аудиторию — так или иначе попадает во флакон.
Это подход для тех, кто любит подтекст, второе и третье дно и записки между строк, для тех, кто за каждым образом видит целую пачку историй. Это не такая большая часть аудитории, но именно для нее работают нишевые марки. Быть частью культурного сообщества, быть там «своей», поддерживать симпатичных людей — базовые желания любого. Можно реализовать их, выбирая парфюмерные дома, ценности которых близки вам. (или можно покупать новую Шанель и чувствовать себя частью сообщества тех, кто носит Шанель, тоже дело)
Ценности диктуют выбор формы и стиля – упаковки, рекламных сюжетов, если мы имеем дело с нишевым продуктом, то информацию которую автор выдает на публику. Это вовсе не “вранье из пресс-релизов”, а позиция, которая позволяет понять на одной ли волне вы с маркой. Выбор в этом случае — уже со-творчество, игра, “смотри, нюхай и ищи коннотации”.
Rouge Bunny Rouge и неовикторианство, BeauFort — лихие пираты, поджоги и выпивка, Afteler с ее memento mori, Penhaligon’s и история Королевства, Genius loci и Зеленое движение Parterre, дорого-богато Montal, кондитерский секс Kilian, у которого даже наручники из ирисок в ванильном креме… Вариантов тьма, от простых “лимон плюс базилик” до “Духи названы в честь улицы, где в одном и том же доме жили Саквилль-Уэст с Николсоном и Моцарт написал в 1764 году свою первую симфонию”.
Пункт три: Ищем радость на удобной глубине.
На рынке тысячи посланий. Можно выбрать любую глубину погружения и любой уровень игры в отсылки к культурному контексту.
Если в ваши задачи не входит «научиться различать цитрусы и смолы», а вы просто хотите купить новые духи — смело смотрите на стиль, покупайте вместе с жидкостью сказку и настроение, отбирайте список «на понюхать», ориентируясь на названия, форму флаконов или форму бороды парфюмера. Некоторые интересуются всем, что делает любимый ими парфюмерный дом или INDIE-автор, ведь дома тоже имеют склонности к разному уровню сложности и разным стилям.
Это хороший, рабочий метод. Да, даже по цвету жидкости. Так можно.
И еще можно пользоваться тем, что парфюмерные дома понимают желание «такой же но с перламутровыми пуговицами», и создают линейки фланкеров. Понравился вам Ангел Mugler — вот, к вашим услугам целая толпа ангелов — немного разных но из той же зоны комфорта. Очень удобно. Можно из уютного гнезда никуда не выходить.