Блог о натуральной парфюмерии

БОРЩ В ГАЗЕТЕ

#налейтебокалвина я хочу поговорить о том, почему играть с едой и ароматами - хорошо.

То что мы знаем, определяет то, что мы воспринимаем. Не наоборот. Вся наша система восприятия взрослого человека построена на том, что мы раскладываем мир “по полочкам”. То, насколько наше восприятие гибкое и богатое (а значит, то, насколько богат и изменчив мир вокруг) зависит в том числе от того, сколько разных “полочек” приколочено в нашем мозге.

Как часто бывает с ароматами, встречали, наверное: полочка “бабушкины духи” и полочка “свежак”, и все, выбор либо-либо, любой аромат из множества будет положен на одну из двух полок. Если не свежак значит бабушкин, и наоборот. А если это пряные цитрусы? Усилием воли можно тоже положить на полочку “бабушатник”, потому что цитрусы это дедушкин одеколон, а где дедушка там и бабушка, да?

Или мы пробуем индийский свекольный чатни и думаем — о, переперченый и сладкий борщ, только слишком густой.

Но нет, это вообще не борщ!

Это другое, самостоятельное блюдо, из другой традиции с другими понятиями о гармонии, другим балансом вкусов и законами кулинарии. Можно оценить его как “плохой, неправильный борщ” и остаться “при своих”, пройдя мимо целого нового мира. Можно попытаться расширить картину мира, попытавшись включить в нее что-то новое, что-то, что из свеклы, но не борщ и без селедки.

Понимаете, происходит редукция бесконечного богатства мира до понятной модели.
Если это ок то и отлично, невозможно расширять модели во всех направлениях… нет. Не буду давать уступки корректности. На самом деле возможно. Как раз вкладываясь в работу над гибкостью восприятия, мы именно что получаем инструмент, который работает во всех направлениях нашей жизни.

А всю жизнь кататься по одним и тем же нейронным колеям, узнавая в одни и те же знакомые впечатления — это, конечно, тоже вариант, но мне он напоминает сказочный фрагмент из Хроник Нарнии, в котором герои продолжали «сидеть в темнице», даже когда стены ее были уничтожены. Они не видели деревьев и неба вокруг, не видели накрытого стола и удобных стульев, а продолжали драться за корочку хлеба, завалившуюся под воображаемую каменную скамейку.

По-моему наша способность учиться, узнавать новое и расширять рамки привычного — огромный плюс взрослой жизни. Нам на помощь может прийти нейропластичность, способность создавать новые маркеры и расширять горизонты сознания и восприятия.
Пока жизнь продолжается — мы в силах добавить к паре-тройке полочек и новые, и возвращаться можно будет не только в одному единственному эталону “хорошего”, а в другие комфортные, счастливые моменты. Но для этого нужно попробовать оглянуться вокруг и сформировать новые нейронные сети, усвоить новые впечатления, найти новый способ взглянуть на мир.

И как раз здесь может помочь то, что обращается к нашему чувственному восприятию: духи, еда, даже движение. Например, практика метода Фельденкрайза позволяет ощутить, что есть не один способ встать со стула, а три-четыре-пять-бесконечность. И из этих можно выбрать способ который удобен лично тебе лично сейчас - когда, например, ты хромаешь на одну ногу. Потому что выбор есть, когда есть варианты, да?
Легко и непринужденно добавить новые полочки можно именно играя, пробуя новое, ставя эксперименты, сочетая то что раньше не приходило в голову сочетать. Это создает новую реальность, в которой выбор - шире.

Борщ или чатни или холодный свекольник.
Одеколон, восточный аромат, травяной и озоновый или теплый, пряный.
Вставать, перенося голову и корпус вперед или оставляя их прямыми, как у оловянного солдатика.
Для каждого состояния, погоды, настроения - находить свой вариант “как приготовить эту свеклу”. Может даже борщ в газете, а что, нужная вещь, если на концерт идешь.
Это был предварительный текст к тексту про чатни, надо сказать, так что следующим слайдом будет пример)
Алхимия Кухня парфюмера