“Я не умею раскладывать запах на ноты, смогу ли я порадоваться вашим духам?” Конечно же да!
Является ли умение “разложить” необходимым для того чтобы спокойно радоваться аромату и судить о нем? А что если вы не знаете “вот это вот, это ветивер или нет?” Лишает ли это “права голоса”? Конечно же, нет.
Мое твердое убеждение: духи создаются для того, чтобы людям с ними было лучше, чем без них. Для развлечения, радости, наслаждения, для отдыха, для приятной работы, если она приятна. Духи могут подарить новое переживание, пробудить воспоминание о давно забытой, но желанной эмоции, могут открыть форточку в другой мир. Они не могут принять у нас “экзамен на соответствие”. Если вы можете купить или прийти и понюхать духи - все, экзамен сдан, так я думаю. Дальше - берите радость и отдых. Не надо их отдельно “зарабатывать”.
Что нужно знать про ароматы - что, как и многие другие виды искусства, они взаимодействуют с человеком на уровне тела, на уровне чувств. Как писал известный критик Лука Турин: “эти духи вызвали на моем лице улыбку, значит, они достойны оценки как минимум “хорошо”. Не важно, узнали ли вы цвет помады на лице улыбающейся девушки, если вы улыбнулись в ответ - все сработало. Не важно, точно ли вы знаете тональность, в которой играет музыка и как называется завершающий аккорд - если с музыкой вам легче дышится - значит, все сработало. Разбор на косточки, ноты, рифмы и аккорды - штука опциональная. Умение делать это может увеличить радость от контакта, но не определить и создать ее.
Конечно, разбираться в предмете, если вы его любите - это здорово. Потому что более глубокое восприятие - это интересно. Это значит больше удовольствия чисто на физиологическом уровне: больше включение разных участков мозга, что мозг любит, больше перекличек, что он тоже любит. Банально, но так. Но этот подход “разъять на части и каждую часть поименовать” зачастую не принимает во внимание как раз эмоциональные резонансы и то, что, собственно, с человеком-то происходит, когда он читает-нюхает.
Да, человеку взрослому очень желательно знать и узнавать свои чувства и связываться с ними: понимать, какие вкусы и запахи нам нравятся, как они называются, где их брать. Если нас вообще радуют вино и чай, например - то, начиная "разбираться", мы делаем приобретаем опыт и наше удовольствие становится более устойчивым, мы получаем еще один ключик к "порадовать себя прямо сейчас". Если мы понимаем какие виды чая вообще есть, и какие нам нравятся, в какой ситуации и почему, в области чая наша жизнь станет очевидно лучше. И не только в области чая)
И есть отдельный вид радости - разбирать, как оно сделано, где тут подтекст, какое устройство у аромата или текста, или кино. Но вот что я думаю: контекст, подтекст и прочее - как мне кажется, вещи не всегда самоценные. Все это - для радости, в художественной литературе, в кино, в духах. Он, подтекст не должен быть "разложен на полочки", он должен работать. Резонировать. Все. Не вы ему, а он вам. (да, порой куда интереснее смотреть кино и знать кто откуда что извлек, процитировал и сослался, но если фильм доставляет удовольствие и без понимания этого - бинго!)
Я делаю духи с подтекстом не для того, чтобы люди за свои деньги восхищались моим богатым внутренним миром. Или оценили мою "внутреннюю кухню", внутренняя кухня обычно нафиг никому не нужна. А для того, чтобы им стало на час-другой легче дышать, чтобы им приоткрылась дверь в их мир чудес.
Если мне пишут: "я не знаю как называются ноты но запах делает меня живой" - значит, я хорошо поработала.
Чтобы запах сработал - нужно позволить ему сработать, все. Это не ваша работа, а моя. Если вам нравится разбирать, анализировать, искать - это тоже прекрасно, я вас очень понимаю, мы коллеги. НО! Есть уровень, на котором запах, вкус, текст, картинка, работают без осмысления. И это прекрасно.
Просто позвольте ему делать свою работу по доставлению вам радости. А названия ингредиентов можно не знать.