Продолжаю отвечать на вопросы к огромному интервью по кусочкам. Сегодня вопрос про материалы и снимаемые ароматы. Сегодня кусок про то почему и как я ушла из науки.
ВОПРОС: Вы пишете, что в 2004 году в Вашей жизни произошла крупная перемена. В этом году Вы решили отвернуться от науки и заняться творчеством. Было ли это запоздалым и, возможно, отложенным решением или спонтанным?
ОТВЕТ: Я бы сказала, что решение пришло вовремя. Я училась на биофаке МГУ, и на старших курсах начала работать в лаборатории в теме молекулярных механизмов канцерогенеза. Кстати, именно в лаборатории я познакомилось с девушкой, которая смешивала для себя масла для кожи, и я подумала: ух ты, ведь и я тоже могу. И где масло для кожи, там и духи близко... Но долгое время меня не удовлетворяли результаты, что-то все не так пахло, как я хотела.
И одним из поворотных моментов было, наверное, расширение палитры эфирных масел и абсолютов по-настоящему качественными материалами. Я наконец поняла, что мои идеи и натуральные экстракты созданы друг для друга. И, очевидно, что мой потолок был - не мой, а потолок материалов. Из хороших стало получаться именно то что мне нужно. Понятно, что не сразу, а после десятков проб, но я _почувствовала_, что это вообще возможно, что граница возможного куда дальше чем была. Это была точка поворота. Ароматы вышли на другой уровень, и стало проще оттачивать мастерство. Все это время я еще и наукой тоже занималась, была в аспирантуре и писала диссертацию.
Где-то к концу 2005 года я поняла, что, пожалуй, заниматься наукой дальше - это жить не свою жизнь. Никаких особенно спонтанных решений не было, я доделала научную работу, предзащитилась, и через год довела дело до защиты. Потом проработала еще год, постепенно отходя от дел, и затем уволилась.
Не могу сказать, что я не испытывала сомнений и не колебалась: получить хорошее образование, сделать первые серьезные шаги в науке, получить научную степень и все бросить и уйти в никуда? Туда, где нет ни профессии, ни гарантий, ни понятных перспектив? Было страшно.
Но я помню, что как-то я поднималась по ступеням института, и вдруг подумала: “Это что, следующие десятилетия будет все вот примерно так же?” Мне показалось, что я несу на своих плечах огромную тень всего каменного здания. Дело было не в конкретном месте работы, я могла бы сменить лабораторию, страну, но для меня работа не по любви - это то, что лишает жизнь смысла и радости. Я поняла что научным методом лично для меня истина недостижима, и занятия наукой не дают пищи, нужной душе, а значит, и смысла оставаться в этих рамках не было. Как писал Дэвис “Мы, взобравшись на кочку образования, сочинили для себя мир, из которого изгнаны чудо, страх, опаска, величие и свобода творить чудеса.” Мир без чудес - не тот мир, в котором я хотела бы жить. Звучит немного пафосно, но если сказать более конкретно - я просто двигалась к той жизни, которая начинается каждое утро с предвкушения, а не с “О, боже, неужели опять на работу”.
И сейчас, глядя на своих успешных коллег, которые публикуются в Nature, работают в лучших лабораториях и даже руководят ими, я каждый раз сама себя спрашиваю, не жалею ли я? И, по итогам, не испытываю ничего, кроме глубокого удовлетворения и радости. Впрочем, коллег, которые ушли из науки и стали художниками, телесными терапевтами и писателями у меня тоже много, так что я не чувствую себя совсем уж сумасшедшей белой вороной.
Так что решение это не было ни спонтанным ни быстрым ни запоздалым. Я думаю, все получилось вовремя.
Мы с наукой расстались друзьями, в моем проекте я активно использую все навыки и возможности, которые у меня есть, и я люблю в качестве еще одной опоры брать научные исследования нейрофизиологии, биохимии, молекулярной биологии. Но сейчас я могу пользоваться не только научной парадигмой, и это совершенно другой мир. И то, что у меня получается, будь то ароматы, программы для тех кто “нюхает и думает”, совместные проекты с психотерапевтами, гастрономическими мастерами - все это результат синтеза поэтического и научного взгляда на мир.