Я наверное определил бы себя в паттерн местности или для себя паттерн местности. На меня повлияла и продолжает сильно влиять южная Украина и ее культура, я ребенок степи и мне кажется это достаточно явно прослеживается в моих ароматах. Хотя я не могу сказать что работаю с этим сознательно, как и вкладываю все это туда. Есть большие прорехи, которые нужно заполнять. Если рассматривать какие-то визуальные проявления и предпочтения, то все конечно ушло в сторону унификации и глобализации. Нейтральный вид линейки ароматов, пространства в котором живу, мой внешний вид. Религиозные взгляды сместились в сторону Индии опять же. И сейчас наверное это не какой-то конкретный паттерн, а симбиоз из прожитого опыта, но выстроенный на южном фундаменте.
— Знакомо. В какой-то момент в детстве “русское” для меня свелось, условно, к “пионерскому” и ничего кроме отторжения не вызывало, а это очень печально, на самом деле. Этот феномен “детей перестройки”, когда интересное, классное, модное — это иностранное, не свое, и чем дальше тем лучше. Такая Америка, где я не буду никогда. А теперь вот хочется к корням вернуться, и это непростой, но дико интересный процесс.
Задам сейчас вопрос непростой (звучит тревожная музыка). Тебе из ароматов коллег, из Indie-парфюмеров, что-нибудь по настоящему нравится? Ты про них не пишешь почти ничего, исключая ту нашу историю с двумя инди-фестивалями, про розу-воду и про чай.
А.П.: Твои из тех что отнюхал, и это не реверанс сейчас, они мне действительно нравятся, писал у себя в канале.
По остальным, я их почти и не знаю. Вот смотрю на фраге и в фб у вас там если не все то какая-то часть общается постоянно, у нас этого нет или я со своими тараканами просто сижу в норке. Плюс еще одна огромная проблема над которой я одновременно и ору и плачу. У нас есть некоторое количество контор, которые торгуют оптом чепухой для разлива и есть некоторое количество умников, которые купили эту версионку, у некоторых хватило мозгов допилить, а у некоторых хватило наглости этого не сделать и оформить это все во флаконы-коробки-бренд с легендами и тд! И что самое печальное был у меня случай, встретился с одним из этих деятелей и сказал все что думал про эту хуйню, человек даже глазом не моргнул, типа я делаю бизнес. Была еще совсем недавно история, марка позиционирует себя как тру натура, никакой синтетики, выходцы из ароматерапии все по фен-шую. Заказываю три набора семплов, 15 пробирок, в них жидкость прозрачная как слеза и пахнет это все околосоважно. Еще конечно курсы-школы, грасские дипломы…
Из тех чьи ароматы знаю очень нравится что делает Зубченко, впечатления о его ароматах выкладывал на фрагрантику, Лазарчук, и когда-то делал Ремез (в бренд он оформиться по каким-то своим причинам не захотел) и давно я не нюхал его работ. А работы Богдана и Жени я периодически нюхаю и мне нравится, но носить не хочется, старые их работы да, новые не резонируют со мной. Аня Шевчук и ее аромат Харизма. А вот же еще Олег Грабчук, который долгое время был в Москве, а теперь материализовался у нас. Все ароматы мимо, но один стоит всех — Room for everything, грандиозный цветочный букет в ретро-стиле!
— Спасибо за честный ответ. Я сама пребываю в смешанных чувствах, когда вижу публикации про парфюмерию-секретную разработку, которая бьет прямо в мозг, про всенатуральные-стойкие-афродизиаки, и все это от независимых брендов. Казалось бы, область такая, что можно делать что-то не мейнстримовое, но нет! А как про это говорить, чтобы не показалось, что я наезжаю на своих коллег? Впрочем им, вероятно, наплевать, как и тем о которых ты рассказывал: “просто бизнес, ничего личного”. И не хочется множить дисгармонию. Иногда ору про себя “что же останется от репутации арт-парфюмерии”. А то подумаю — хм, ну вот а в люксе и в большой нише сколько выходит халтуры? И ничего. В общем, сложно.
А.П.: Ну в общем да, нейропарфюмерия, феромоны… Просто в истории с халтурой подбешивает вот этот колбасный подход: что бы мы не сделали, при наличии красивой сказки пипл купит и схавает эту днищевую парфюмерию. А ты такой со своими идеалами и стремлением к чему-то, на твой взгляд высокому и прекрасному, смотришь на это все с недоумением, а вокруг ветряные мельницы и ты такой на коне с копьем…
— И одновременно в лыжах на асфальте, да) Ладно, хватит о грустном, давай оглянемся по сторонам: ты замечаешь следы национальных культур в других парфюмерных брендах? Для тебя есть безусловно французские, безусловно итальянские? Английские? Вообще — важен ли для тебя контекст, читаешь ли ты что написано в релизе, или аромат говорит сам за себя, и вторых голосов тебе не нужно? Обзоры у тебя потрясающе образные и часто очень личные, но ты пишешь и про идеологию марок, сравниваешь и анализируешь, вот мне и интересно — что тебя в этом всем занимает в первую и вторую очередь?
А.П.: Спасибо! Да, конечно. Но если сесть и разобрать, то наверное пока еще выделятся восточные, куда войдут трушные арабские и индийские ароматы в общем. И европейские с двумя хорошо выделяющимися школами — итальянской и французской, которые очень характерно вписывают особенности своих культур в ароматы. Весь этот итальянский солнечный алалэй и более сдержанный слегка чопорный французский шик что ли, англичан к сожалению явно не считываю.
Но вот с появлением кучи нишевых, инди марок и всего остального из разных стран следы начали размываться и стираться. Ну то есть нюхая ароматы Nishane из пробирок, например, я вряд ли скажу что это вот прямо ароматы с турецкими корнями или то, что делает Люба для Брокара назову 100% российским из-за территориальной близости к нам, и все сиренево-смородиновое, дачно-цветочное вполне может быть обобщенным славянским.
Кстати уже несколько лет ведется работа по выявлению черт присущих именно украинской парфюмерии. Ребята собрали достаточно объемную коллекцию послевоенных ароматов украинских фабрик и изучают их, для того чтоб понять есть ли какие-то общие черты и присущие только нам ходы и приемы в создании ароматов.
Контекст для меня менее важен чем сам аромат, наслаждаюсь я вторым все-таки. А на счет анализа идеологии тут интересный момент, в большинстве своем ароматы которые выпускают модные дома вообще никак не лепятся ко всему остальному что они делают, ну кроме названий, флаконов и упаковки. Особенно сейчас. Были исключения, Шанель вот, хотя если не сопоставлять Шансы и Габриэль с флаконами и именем то фиг угадаешь что это Шанель, Готье в какой-то момент (привет Пуч) сломался и весь его будуарный бунт улетел вникуда, Лоран и Диор там же, итальянцы вообще не напрягались по этому поводу, +/- выравнивают бутиковые линейки если они есть. Хотя кое кто еще держится, тот же КдГ, там что регулярная, что бутиковая сразу понятно откуда ноги растут, Мюглер еще. Проще конечно если бренд только о парфюмерии, но тут нужно быть Малем, Моной или Николаи, последнюю правда можно спутать с Герлен, но вспомнив, что Герлен лет 30 ничего такого не делает, сразу понимаешь — Николаи. И еще это печальное стремление всем угодить через монструозные линейки размывают любую идеологию.
Меня первую очередь занимает аромат, но и покопаться бывает интересно.
— Изящество и парфюмерия: стоит ли ставить знак равенства? Как ты думаешь, должны ли духи быть изящными?
А.П.: А почему нет? И чем чаще тем лучше на мой взгляд, хотя вариантов же масса и есть спрос, жаль что больше на не изящные.
Сейчас, более чем уверен, что не должны. Могут, бывают, но не должны. И мы ведь наблюдаем просто шквал совершенно противоположных ароматов, но что самое интересное, наигравшись в эпатаж, кич и все остальное в итоге хочется красоты, соразмерности и баланса.
— Ты никогда не испытывал чувства “я не дорос до этого?” по отношению к какому-то аромату? Или “это не для меня, это для кого-то с другой жизнью”?
А.П.: Как же никогда, конечно испытывал! И что самое интересное даже не тогда когда активно знакомился со всем подряд, точнее не только тогда. Ну типа знаешь, я тут только ступил на этот путь и видимо просто еще не готов, возможно со временем, фундаментом и т.д. я тебя и пойму. Было конечно и такое, например с Kouros и Devin, на дорастание до второго ушло около десяти лет. К Habit rouge в туалетке пока все еще нет, при том что экстракт лучше бы и не нюхал, вспомнил и опять накатило, он настолько прекрасен, что без него бывает больно
В колони ношу и радуюсь.
По второму пункту Amouage Gold man. Он как костюм самого строгого кроя с вшитым конским волосом для жесткости и ты в нем как минимум дирижёр проглотивший палку, такой весь осанистый будто бы тебя тянут вверх за волосы на макушке. Но это не я, мне в кресло-качалку и пижамку и я раздолбай.