Личный кабинет

PARTISAN ОТВЕЧАЕТ

Что будет, если художник возьмет интервью у художника? Мы с коллегой, инди парфюмером Александром Перевертайло, автором бренда PARTISAN решили проверить.
«Когда искусствоведы собираются вместе, они говорят о форме, структуре и смысле. Когда художники собираются вместе, они говорят о том, где можно купить дешевый растворитель.» Когда интервью берет журналист, получается интервью — в хорошем случае интересная история, в обычном — ответы на вопросы «И как вам ИФРА? А натуральные ингредиенты лучше синтетических»?

Что будет, если художник возьмет интервью у художника? Мы с коллегой, инди парфюмером Александром Перевертайло, автором бренда PARTISAN решили проверить.
Анна Зворыкина задает вопросы Александру Перевертайло.
Пикассо приписывают: “Посредственные художники копируют, гениальные — крадут”. Есть ароматы, которые ты хотел бы украсть? А есть те, автором которых ты бы мечтал быть?

Александр Перевертайло: Самый наверное простой вопрос над которым я думал дольше всего, оставил его на потом и вернулся к нему уже когда ответил на все остальные. Тут сработало что-то типа, как бы так влюбиться чтоб не ошибиться! Очень много ароматов, которые нравятся, меньше, которые любишь, а вот чтоб украсть или автором, тут случился ступор. Жаль у нас не видео интервью, было бы очень смешно наблюдать за моим лицом в процессе.
Так, автором. Пусть будут Le male Gaultier, Dior Homme первого выпуска, Eau Noire Dior или Oriental express Mugler. И тут совершенно очевидный для меня Куркджян и неожиданно Оливье Польж. Может еще 2 CdG и Onda parfum Vero profumo.
А насчет украсть — не знаю, к сожалению, или к счастью, такого не было еще и я не вижу в этом смысла. Хотя сейчас есть одна идея, я ее в промежутках капаю, хочу одно, а вот уже не знаю в какой раз получается Nostalgia SMN, она мне нравится, но делать ее сознательно не хотелось, сама получается))))
Очень тебя понимаю — я полгода как-то сидела над одной идеей, и так ее и эдак крутила — а получилась вариация на тему Eau Absolue Mona di Orio, только потом сообразила.
У тебя есть представления об идеальной линейке? Что там должно быть, или какой она должна быть? Обращаешь вообще внимание на это, или для тебя каждый аромат — как остров в океане?
А.П.: Даже не думал об этом, давай посмотрим что у меня есть. Древесный ориенталь, два кожаных шипро-фужера, цветочный шипр и цветочная нео-акватика. Гармонично? Да нифига. Концептуально? Тоже нет. Получается что для меня это не главное. Хотя я же и по сторонам смотрю, а там, ну сама видишь что там. И по жанрам и по компонентам и по фотографиям и по знакам зодиака, простигосподи… В общем что хочешь. С другой стороны, для разнообразия давай посмотрим на великих. За n-ное количество лет истории Герлен, какая там концепция линейки? Только если общий семейный почерк да условный герлинад, о котором сейчас говорят что и его не было. Ок, серия Aqua Allegoria, предвестник дальнейшего сегментирования от маркетинговой махины Арно, а до LVMH какой-то особой стройности не наблюдалось. Или Dior, хотя там в качестве концепта были названия.
Получается в моей линейке каждый аромат самостоятельное высказывание на какую-то близкую мне тему. Кроме Porto, но о нем потом.
Да, забавно, кажется, когда проект растет не сразу как готовый маркетинговый продукт, а сам по себе — не получится этой самой привычной линейки “цитрус-деревяшка-цветочек-мускус, всем сестрам по серьгам”. Прет тема — и ты делаешь, а потом думаешь куда и как это сложить. Я хотела сделать одну кожу, а вышло три разные — Русская, Second Skin, Revenge. И еще две были отдельно.
А вот про формулы — много вариантов каждого аромата делаешь? И вот еще вопрос: как ты предпочитаешь: брать один вариант и его доводить до “идеального” или делать несколько (много) вариантов и выбирать лучший?
А.П.: Опять же в каждом случае срабатывает что-то свое. Но чаще бывает что я набрасываю идею в нескольких вариантах, наблюдаю за этим всем, а потом выбираю один вариант и уже с ним до конца. Бывает в процессе понимаю, что один вариант не выбирается и тогда начинается «если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича…» Хотя с Porto и Konopli было всё сразу понятно, только с Porto долго возился с объединением отдельных аккордов розы и воды.
И вот, про количество ароматов: я сама не знаю как получилось, но у меня в линейке за тридцать ароматов, смотрю на твою с легкой завистью. У тебя она выглядит очень лаконично, почему так, как ты смог?
А.П.: А это не я так решил))))) Да, их всего пять, пока. Когда запустил бренд с тремя ароматами, про себя думал выпускать по аромату в год, а когда их станет десять добавляя новый убирать старый. В принципе так и было, в смысле по аромату в год, но потом случился Зварыч с его проектом «Ольфакториум» и в общем их пять.

— О, к Ольфакториуму давай вернемся еще, а пока все-таки про твои: ты долго работаешь над каждым? Много у тебя еще работ? А черновиков?

А.П.: знаешь, тут я вообще не буду оригинальным если скажу, что очень по разному. На Silky way и все его варианты я потратил около четырех месяцев и в итоге вернулся к началу. Porto собрал за, сколько у нас было времени на первом Indie-фестивале? Шесть недель? За полтора месяца получается, я конечно потом его еще вертел по всякому, но оттеночно, основная идея и состав остались фестивальными. А Coven пилил почти полтора года.
Возвращаясь к тому, сознательно ли у меня в линейке пять ароматов? И да и нет. Не хочется раздувать линейку, да и не получается. В этой работе я оказался максимально однозадачным, то есть я реально одновременно работаю над одним ароматом. В процессе конечно создаются какие-то аккорды и сочетания которые ложатся в стол на потом, но все это в рамках одного аромата. Самое интересное наступает после того, как аромат закончен. Проекты, идеи и желание что-то делать есть но я какое-то, всегда разное, время вообще не могу работать, пытался не раз, получается какая-то чепуха или сижу в ступоре. Мне нужно перезагрузиться что ли. И вот я перезагрузился, а Влад уже новый проект подбросил. Собственно из-за того, что постоянно сторонние проекты, своя линейка на паузе.

В итоге работ немного, они почти все где-то пристроены, а черновиков хватает конечно.
 — Ты не чувствовал, что тебе нужен эвалюатор? Кто-то, кто “критиковал бы тебя профессионально?” Я как самоучка регулярно думаю — что бы вышло, если бы у меня был такой советчик.

А.П.: На сторонних проектах есть Зварыч, который меня корректирует и направляет в ту или иную сторону если тз неоднозначное. Если тема задана достаточно четко, как на двух фестивалях, то справляюсь сам. В рамках Партизана тоже сам т.к. задачи мои же. Но думаю, что участие эвалюатора однозначно бы сэкономило кучу времени на метания между вариантами, снизило бы количество тупиковых направлений и повысило бы эффективность. Хотя в итоге Партизан все же для продажи, но одновременно с этим он очень личный и я опасаюсь что участие эвалюатора могло бы размыть это личное. С другой же стороны в принципе нет цели в каждый дом по флакону Silly love. А те, кто покупает мои ароматы находят в них для себя что-то свое, я надеюсь, иначе зачем все это?

— Про выход из зоны комфорта: ты упоминал про “пинок” в результате которого появилась Porto De Rosa. Для тебя есть удовольствие в решении задач, которые ты не знаешь как решить? Практикуешь ли регулярный выход за рамки того что умеешь? Или ты вообще не ставишь так вопрос?

А.П.: Я лентяй, мне пижамку с пледиком опять же, не трогайте меня и я себе буду что-то делать в рамках приятного и комфортного. Но первый Indie фестиваль в 2015 очень хорошо меня встряхнул иначе я так и не подошел бы ни к акватике ни к розам. Тут скорее не про задачи которые не знаешь как решить, а про их составляющие, за которые просто не взялся бы. То есть конкретно с Porto решение было очевидным, а его реализация нет, из-за наличия максимально раздражающих составляющих. И вопрос стал как из этих массивов сделать что-то если не приятное, то хотя бы не бесячее)). В процессе получилось, как с мышами и кактусом, а на выходе даже очень ок. После Porto, не то чтобы регулярно, но иногда я подхожу вплотную к своим рамкам и слегка заступаю за них.

А с задачами, которые не знаешь как решить, чистое же удовольствие упарываться в них!
— Продолжая тему зоны комфорта — а где она географически для тебя? Я помню что ты писал, что дома чувствуешь себя в Индии. Почему именно она? Что для тебя вообще Индия? Я была только на Шри Ланке но поняла, что эти края — совсем совсем не мое, мало где я чувствовала себя так неуютно, причем это совершенно нерациональное чувство. Но я знаю что для многих Индия — дом души. Как для тебя? Если не Индия — то какая Азия?

А.П.: На Шри не был, но были почти все люди которым я доверяю и с которыми пролетели, проехали, прошли, прожили почти всю Индию, и с их слов Шри совершенно другая, дикая, местами агрессивная и почти всем им не зашла. Так что не удивлен твоей реакции и сравнивать их вообще не стоит. Что-то похожее на иррациональный страх и неудобство я чувствовал только на юго-востоке в Пондичерри, Рамешвараме и Тричи, в людях какая-то напряженность и злость. Все же остальное почти дом.

Изначально было любопытство. Я в детстве очень любил историю древнего мира и впервые столкнулся с Индией читая про Македонского и его завоевания и то, что не покорилась она ему, видимо это как-то отложилось в голове. Сильно позже она опять пробралась в голову правда через желудок. В Днепре очень крупная кришнаитская община, с храмом, школой и тд. В общем как-то с друзьями начали кушать у них в заведении адаптированную, но очень вкусную еду, а там кроме еды еще куча всего продавалось. Мне это все оказалось интересным, но с головой не окунулся, хотя и вынес много нужного для себя и хорошо так раздвинул рамки восприятия. Потом появилась возможность полететь и выйдя из терминала в Мумбаи я понял, что вернулся домой. То есть получается, что какие-то моменты всю жизнь бережно и ненавязчиво подталкивали меня к ней и в тот первый раз я влюбился по уши и дальше вопрос куда вообще не стоял. Плюс была компания путешествовать и еще большая компания отдыхать там. И я конечно часами могу говорить о ней, есть что рассказать!
Большой конечно отрывок времени и колоссальный опыт. И да, моя душа там.
Еще Индонезия в общем и Бали в частности. С ними вообще спонтанно все вышло. Знакомая по музыкальной тусовке киевлянка позвала, набросала в письме тезисно что и как и мы полетели. Бали изъездили почти весь, плюс острова. А самая интересная история случилась на Яве с поездкой в Боробудур, которую мы в принципе не планировали. В какой-то момент я вспомнил, что в школьные годы у меня на стене висела вырезка из Огонька со статьей про то, как в джунглях Явы наткнулись на засыпанный вулканическим пеплом комплекс, раскопали и впоследствии реставрировали его. Статья сопровождалась черно-белыми фотографиями и потрясающими карандашными эскизами. И в общем-то никогда не мечтая и не планируя ехать в Боробудур мы сорвались и туда.
Хотелось бы и дальше открывать для себя Азию, но пока это вопрос недостатка времени.


— Страна через желудок — это прекрасно!!! Мне кажется это очень естественный путь на самом деле)

А.П.: Да, отлично заходит)). Особенно через “слепые” тесты, уверен, что ты не раз с таким сталкивалась. Когда заходишь в какой-то гендель, совершенно страшный на вид для европейца. А там толпа местных кушает (уже кстати показатель), каракули на стене, 20 кастрюль разной величины на плите, никто не говорит на английском и единственное в чем ты уверен, что еда вегетарианская. Гастрооргазм от вкуса пищи, и одновременно ступор от того, что зачастую ты вообще не понимаешь что ешь )))

— А расскажи про музыку. Я совсем недавно стала как-то значимо расширять свои музыкальные горизонты, для меня это еще новый мир. Ты связываешь ароматы и музыку? У тебя в инста часто виниловая пластинка — а живой звук ты любишь?

А.П.: Музыка со мной всегда, сколько себя помню. У родителей постоянно что-то играло, от Битлз и Ареты Франклин с винила, до каких-то условных Сябров и чего-то симфонического из радио-точки у бабушки. Ну и мои на тот момент пластинки со сказками или как это правильно назвать, аудио-постановки? Помнишь такие? Шикарные записи всяких сказок, озвученных Никулиным, Боярским, Абдуловым и тд, а песни из “Мэри Поппинс, до свидания” слушаю иногда и сейчас)))). Неслабое ассорти, и в итоге сформировался очень широкий горизонт восприятия. И у меня в голове нормально уживаются Autechre, Kula Shaker, Madonna, группа Ноль, Charlie Parker, Goldie, Ry X и Joe Dassen))) Слушать могу почти все, за исключением пожалуй упоротого металла и воровского шансона.
Где-то в 95м услышал альбомы Prodigy и Chemical brothers, чуть позже попал в единственный тогда техно-клуб Днепра и на Казантип, который проходил в Щелкино с главной вечеринкой на недостроенной крымской атомной. Отдельная история как с подругой облазили атомную вдоль и поперек, а потом, перед вечеринкой, в полной темноте я тащил за собой еще пятерых человек через третий этаж машинного зала чтоб проскочить бесплатно на тусовку, 17 лет и полное отсутствие страха вместе с мозгами, счастье, что никто никуда не провалился и все остались живы и целы!
Собственно на первом для себя Казантипе я впервые увидел вживую манипуляции с пластинками и решил стать диджеем. В итоге стал
Основные вкусы сместились в сторону электронной музыки, но ею не ограничились, а пластинки покупаю и слушаю до сих пор, иногда поигрываю.

На счет живого звука. Конечно люблю, но попадаю реже. И в Днепре в этом плане, сама понимаешь, выбор не супер, но когда все складывается с удовольствием хожу на концерты.
Связываю ли я ароматы с музыкой? Скорее нет, ну напрямую точно нет. Работаю правда под музыку, но прямой связи одного с другим не выстраиваю, оно у меня как теплое с мягким, хотя может не замечаю просто. Ты как-то прочувствовала музыку в моих ароматах?
Кстати, возможно из-за того, что у меня нет музыкального образования я и не выстраиваю эти параллели.

— Твои ароматы именно с музыкой у меня лично не связываются, они скорее визуально-кинестетические. Но давай как раз к смежным дисциплинам: видела, у тебя были лимитированные ароматы для нескольких брендов. А в каких еще проектах ты бы поучаствовал? У меня была мысль сотрудничества с кондитерами, например, но пока дальше своих экспериментов дело не идет. А у тебя есть мечты о коллабах?

А.П.: Я настолько в них “погряз” — спасибо Ольфакториуму, что в эту сторону даже мечтать некогда! )))) Но про кондитеров и что-то смежное идея интересная. Кстати, косвенно возвращаясь к музыке, возможно взялся бы за аромат для Бьорк, но тут конечно нужно ни сколько даже пообщаться с ней, сколько пронаблюдать ее в естественной среде. Еще интересно было бы подсмотреть за Поллоком и Ротко, чем-то они мне близки.

— А что для тебя эмоции в ароматах? Недавно я на одном мероприятии задала этот вопрос, намеренно не уточняя, и получила на диво разные ответы. Ты стремишься передать какие-то чувства своими ароматами? Разделить их? Или вызвать в “читателе”аромата? Или для тебя ароматы не про это? Вот у меня Silly love погружает в океан эмоций.

А.П.: Наверно я вкладываю чувства и эмоции или даже скорее посыл в свои ароматы, второй вопрос насколько ясно они считываются и тут нужно уточнять, но с образностью и эмоциями у простого потребителя бывает туго. Вот ты очень точно прочла Silky way, что он не сколько про караваны пряностей буквально, сколько про открытые пространства, чувство уединения (не одиночества), и тот момент когда ты перестаешь понимать — это какой-то ее отрезок или уже сама жизнь?
Однажды был почти шок, когда впервые понюхал винтажные духи Nuit de Noel Caron и у меня выступили слезы, до сих пор не знаю что это было, какая-то вселенская грусть, больше правда не повторялось. По большей части новые ароматы, которые пробуешь первый раз, за редким исключением, сразу срабатывают на какие-то обобщенные реакции, мечтательную улыбку, прищуренные глаза, какое-то задумчивое хммм, а уже потом отстраивается картинка. И конечно лучше лично для меня нюхать сначала из безымянной пробирки, а то как с Землей воинов, легенда одна, а у меня дайджест классических мужских ароматов и Дюшофур периода шоколад плитками, печенье коробками.
А в общем для меня вся эта история со смыслами хорошо проиллюстрирована вот этим фото))))


— Есть ароматы с особым настроением? Какие-нибудь, которые ты привык носить по особым конкретным случаям? В Шелковом пути я как-то особенно приятно хожу к стоматологу, не смейся только. Один раз сложилось, и во второй раз когда шла заниматься с каналами, думала — чем бы себя порадовать — вопросов уже не было. Как дополнительная порция анестезии, только в хорошем смысле, инъекция приятного ощущения, которая точно сработает.

А.П.: Да, помню ты писала об этом. Такая себе дверь, я выйду в нее, а вы тут пока жужжите))).
Есть, но единицы. Vol de nuit в духах я почему-то ношу в день рождения, Miss Dior когда нужно привести мысли в порядок и вот два последних новых года я встречал в Oriental express Mugler. Пока только они. Просто с постоянно пополняющейся коллекцией перевалившей за 1000 флаконов, работой и добровольными тестами новинок какая-то периодика отсутствует напрочь. 

—  Да, у меня тоже с периодикой никак, ну разные я люблю отмечать начало весны Diorissimo, а начало осени — L’Air du Temps. А вот про новинки: Как ты относишься к т.н. “Социальному подтексту” в парфюмерии? Тебе это важно? Есть кто-то, кто вкладывает интересный и важный для тебя именно социальный посыл?

А.П.: Тут у меня оказалось туго, даже после того как попросил тебя уточнить и ты напомнила мне про Ani Nishane, который про взаимоотношение двух народов плюс парфюмер с армянскими корнями и турецкий бренд. А много такого? Я честно хочу узнать потому-что у меня с этим пробел, и получается что я никак к этому не отношусь. Хотя сам успел поучаствовать в двух. Социально-музейном проекте «Чумацький шлях», для второго его этапа — «Символы бескрайной степи» собрал аромат «Степь». Проект был посвящен взаимному влиянию украинской и крымскотатарской культур.
И в проекте газеты «День», которая к 100 летию гетьманата Павла Скоропадского издала книгу о его жизни и для более глубокого погружения в историю я собрал аромат «Ave», который передавал атмосферу Тростянецкого парка на территории которого находится семейное гнездо Скоропадских. 
И получается, что не интересуясь тем что происходит в этом плане где-то, сам принимаю участие в такого рода проектах.

— В данном случае я рассматривала “социальную повестку” предельно широко в нее можно включить, например, всякие околоприродоохранные течения, как  Parfumeurs du Monde  они делают натуральные композиции и перечисляют часть прибыли в фонд парижской неправительственной организации “Coeur de Foret”, которая поддерживает небольших частных производителей, а также участвует в защите и восстановлении лесов Боливии, Камеруна, Индонезии, Мадагаскара и Перу. Между прочим один аромат там сделал Мишель Рудничка — а я никак не дойду заказать сэмплы! Или курьезная история с амстердамским ароматом, который дистиллировали из новогодней ели с главной площади. В общем, такое. Но выходит ты сам часть этой истории! 

А.П.: Выходит, что да, но вот считываю я это все не очень.

— А ты встречал современные хорошие интерпретации того что ты считаешь своей национальной, родной культурой? Вообще для меня тема эта непростая, потому что, во-первых, вокруг я вижу столько клюквы на медведях, и эксплуатации “русской темы” в абсолютно прямом, в лоб и пользовательском ключе, что тошно становится. Ну знаешь, вроде есть заказ на скрепы — лепим Аленушку с Иванушкой, выглядит это чудовищно. И все на таких серьезных щах, что неудобно прямо (у тебя вот с KONOPLI по-моему отличная идея, жаль не нюхала)). Для меня например, хороший пример — это Sirinbird, бренд историй на шелке, образец славянских историй, которые настолько классически и в то же время современно переосмыслены визуально, что я за каждым Ириным платком слежу с удовольствием. И не потому что у нас был общий проект Switch Perfumes&More а просто по любви) Но сама не чувствую себя достаточно в теме, чтобы работать с этим сознательно. А у тебя есть ощущение принадлежности к определенному культурному паттерну?

А.П.: Ой, тут совсем печаль-беда (если я что-то упустил и это не так, кто это прочтет поделитесь ссылками пожалуйста).
Начать наверное нужно издалека. Мое поколение и немногим младше еще дети совка и в Украине на тот момент не сильно оберегали свою культуру, ну если не по всей, то левобережная и в крупных городах точно. В школе было в неделю 2 урока украинского языка и один литературы и преподавали так себе. Плюс какой-то комплекс провинциальности или как это правильно назвать? Я каждое лето уезжал к бабушкам на юг, сначала в Еланец (пгт в Николаевской области) и там догонял если не культуру в общем, то южноукраинский диалект точно. И по возвращении в Днепр естественно какое-то время в школе и дома во дворе говорил на украинском штамп “село” потом долго отклеивался. А вот в Каховке, хоть и не крупный город, но практически все говорили на русском, и опять же украинская речь — село. Ну то есть если ты говорил на родном языке, то сразу шел в категорию деревенщины. Собственно такое-же отношение было и ко всему украинскому. И получается что вне семьи все образование, отношение и воспитание сводилось к тому чтобы стыдиться своего языка и культуры. 
А сейчас молодежь делает упор в сторону Европы и выпускает отличный продукт, но без каких-то национальных черт и историй, очень глобализированный. Крутейшие коллекции Лили Литковской, GuDu, Каневского т.д. Была правда, возможно и сейчас есть Вита Кин, которая делала платья-вышиванки, но я не вижу там переосмысления, они красивые но в современном контексте это все же куда-то в сторону шароварщины.
Konopli отличная идея, да. Но это проект Arboretum Влада Зварыча. В его рамках воплощаем знакомые нам архетипы через ароматы. Кроме Конопель готовы Бузок, Квiт, Смерека, Порiчки и Чорнобривцi.

Я наверное определил бы себя в паттерн местности или для себя паттерн местности. На меня повлияла и продолжает сильно влиять южная Украина и ее культура, я ребенок степи и мне кажется это достаточно явно прослеживается в моих ароматах. Хотя я не могу сказать что работаю с этим сознательно, как и вкладываю все это туда. Есть большие прорехи, которые нужно заполнять. Если рассматривать какие-то визуальные проявления и предпочтения, то все конечно ушло в сторону унификации и глобализации. Нейтральный вид линейки ароматов, пространства в котором живу, мой внешний вид. Религиозные взгляды сместились в сторону Индии опять же. И сейчас наверное это не какой-то конкретный паттерн, а симбиоз из прожитого опыта, но выстроенный на южном фундаменте.

— Знакомо. В какой-то момент в детстве “русское” для меня свелось, условно, к “пионерскому” и ничего кроме отторжения не вызывало, а это очень печально, на самом деле. Этот феномен “детей перестройки”, когда интересное, классное, модное — это иностранное, не свое, и чем дальше тем лучше. Такая Америка, где я не буду никогда. А теперь вот хочется к корням вернуться, и это непростой, но дико интересный процесс. 
Задам сейчас вопрос непростой (звучит тревожная музыка). Тебе из ароматов коллег, из Indie-парфюмеров, что-нибудь по настоящему нравится? Ты про них не пишешь почти ничего, исключая ту нашу историю с двумя инди-фестивалями, про розу-воду и про чай.

А.П.: Твои из тех что отнюхал, и это не реверанс сейчас, они мне действительно нравятся, писал у себя в канале. 
 По остальным, я их почти и не знаю. Вот смотрю на фраге и в фб у вас там если не все то какая-то часть общается постоянно, у нас этого нет или я со своими тараканами просто сижу в норке. Плюс еще одна огромная проблема над которой я одновременно и ору и плачу. У нас есть некоторое количество контор, которые торгуют оптом чепухой для разлива и есть некоторое количество умников, которые купили эту версионку, у некоторых хватило мозгов допилить, а у некоторых хватило наглости этого не сделать и оформить это все во флаконы-коробки-бренд с легендами и тд! И что самое печальное был у меня случай, встретился с одним из этих деятелей и сказал все что думал про эту хуйню, человек даже глазом не моргнул, типа я делаю бизнес. Была еще совсем недавно история, марка позиционирует себя как тру натура, никакой синтетики, выходцы из ароматерапии все по фен-шую. Заказываю три набора семплов, 15 пробирок, в них жидкость прозрачная как слеза и пахнет это все околосоважно. Еще конечно курсы-школы, грасские дипломы… 
Из тех чьи ароматы знаю очень нравится что делает Зубченко, впечатления о его ароматах выкладывал на фрагрантику, Лазарчук, и когда-то делал Ремез (в бренд он оформиться по каким-то своим причинам не захотел) и давно я не нюхал его работ. А работы Богдана и Жени я периодически нюхаю и мне нравится, но носить не хочется, старые их работы да, новые не резонируют со мной. Аня Шевчук и ее аромат Харизма. А вот же еще Олег Грабчук, который долгое время был в Москве, а теперь материализовался у нас. Все ароматы мимо, но один стоит всех — Room for everything, грандиозный цветочный букет в ретро-стиле!

— Спасибо за честный ответ. Я сама пребываю в смешанных чувствах, когда вижу публикации про парфюмерию-секретную разработку, которая бьет прямо в мозг, про всенатуральные-стойкие-афродизиаки, и все это от независимых брендов. Казалось бы, область такая, что можно делать что-то не мейнстримовое, но нет! А как про это говорить, чтобы не показалось, что я наезжаю на своих коллег? Впрочем им, вероятно, наплевать, как и тем о которых ты рассказывал: “просто бизнес, ничего личного”. И не хочется множить дисгармонию. Иногда ору про себя “что же останется от репутации арт-парфюмерии”. А то подумаю — хм, ну вот а в люксе и в большой нише сколько выходит халтуры? И ничего. В общем, сложно. 

А.П.: Ну в общем да, нейропарфюмерия, феромоны… Просто в истории с халтурой подбешивает вот этот колбасный подход: что бы мы не сделали, при наличии красивой сказки пипл купит и схавает эту днищевую парфюмерию. А ты такой со своими идеалами и стремлением к чему-то, на твой взгляд высокому и прекрасному, смотришь на это все с недоумением, а вокруг ветряные мельницы и ты такой на коне с копьем…

— И одновременно в лыжах на асфальте, да) Ладно, хватит о грустном, давай оглянемся по сторонам: ты замечаешь следы национальных культур в других парфюмерных брендах? Для тебя есть безусловно французские, безусловно итальянские? Английские? Вообще — важен ли для тебя контекст, читаешь ли ты что написано в релизе, или аромат говорит сам за себя, и вторых голосов тебе не нужно? Обзоры у тебя потрясающе образные и часто очень личные, но ты пишешь и про идеологию марок, сравниваешь и анализируешь, вот мне и интересно — что тебя в этом всем занимает в первую и вторую очередь?

А.П.: Спасибо! Да, конечно. Но если сесть и разобрать, то наверное пока еще выделятся восточные, куда войдут трушные арабские и индийские ароматы в общем. И европейские с двумя хорошо выделяющимися школами — итальянской и французской, которые очень характерно вписывают особенности своих культур в ароматы. Весь этот итальянский солнечный алалэй и более сдержанный слегка чопорный французский шик что ли, англичан к сожалению явно не считываю.
Но вот с появлением кучи нишевых, инди марок и всего остального из разных стран следы начали размываться и стираться. Ну то есть нюхая ароматы Nishane из пробирок, например, я вряд ли скажу что это вот прямо ароматы с турецкими корнями или то, что делает Люба для Брокара назову 100% российским из-за территориальной близости к нам, и все сиренево-смородиновое, дачно-цветочное вполне может быть обобщенным славянским.  
Кстати уже несколько лет ведется работа по выявлению черт присущих именно украинской парфюмерии. Ребята собрали достаточно объемную коллекцию послевоенных ароматов украинских фабрик и изучают их, для того чтоб понять есть ли какие-то общие черты и присущие только нам ходы и приемы в создании ароматов.
Контекст для меня менее важен чем сам аромат, наслаждаюсь я вторым все-таки. А на счет анализа идеологии тут интересный момент, в большинстве своем ароматы которые выпускают модные дома вообще никак не лепятся ко всему остальному что они делают, ну кроме названий, флаконов и упаковки. Особенно сейчас. Были исключения, Шанель вот, хотя если не сопоставлять Шансы и Габриэль с флаконами и именем то фиг угадаешь что это Шанель, Готье в какой-то момент (привет Пуч) сломался и весь его будуарный бунт улетел вникуда, Лоран и Диор там же, итальянцы вообще не напрягались по этому поводу, +/- выравнивают бутиковые линейки если они есть. Хотя кое кто еще держится, тот же КдГ, там что регулярная, что бутиковая сразу понятно откуда ноги растут, Мюглер еще. Проще конечно если бренд только о парфюмерии, но тут нужно быть Малем, Моной или Николаи, последнюю правда можно спутать с Герлен, но вспомнив, что Герлен лет 30 ничего такого не делает, сразу понимаешь — Николаи. И еще это печальное стремление всем угодить через монструозные линейки размывают любую идеологию.
Меня первую очередь занимает аромат, но и покопаться бывает интересно.

— Изящество и парфюмерия: стоит ли ставить знак равенства? Как ты думаешь, должны ли духи быть изящными?

А.П.: А почему нет? И чем чаще тем лучше на мой взгляд, хотя вариантов же масса и есть спрос, жаль что больше на не изящные. 
Сейчас, более чем уверен, что не должны. Могут, бывают, но не должны. И мы ведь наблюдаем просто шквал совершенно противоположных ароматов, но что самое интересное, наигравшись в эпатаж, кич и все остальное в итоге хочется красоты, соразмерности и баланса. 

— Ты никогда не испытывал чувства “я не дорос до этого?” по отношению к какому-то аромату? Или “это не для меня, это для кого-то с другой жизнью”?

А.П.: Как же никогда, конечно испытывал! И что самое интересное даже не тогда когда активно знакомился со всем подряд, точнее не только тогда. Ну типа знаешь, я тут только ступил на этот путь и видимо просто еще не готов, возможно со временем, фундаментом и т.д. я тебя и пойму. Было конечно и такое, например с Kouros и Devin, на дорастание до второго ушло около десяти лет. К Habit rouge в туалетке пока все еще нет, при том что экстракт лучше бы и не нюхал, вспомнил и опять накатило, он настолько прекрасен, что без него бывает больно 
 В колони ношу и радуюсь.
По второму пункту Amouage Gold man. Он как костюм самого строгого кроя с вшитым конским волосом для жесткости и ты в нем как минимум дирижёр проглотивший палку, такой весь осанистый будто бы тебя тянут вверх за волосы на макушке. Но это не я, мне в кресло-качалку и пижамку и я раздолбай.
Ха! Понимаю тебя. Он такой, хотя в полной мере я не могу его оценить, у меня аж мигрень от него) А для кого ты делаешь ароматы? Ну понимаешь, принято говорить что вот, у люкса фокус группы, а инди мастер совершенно свободен. Ты как, чувствуешь себя свободным от ожиданий аудитории? Чувствуешь их? Вообще думаешь о том, кто они, люди, которые покупают твои духи? Говорил с ними об этом, у тебя просили чего- то, ну, там, “Александр, сделайте уже розу и кожу”)))
Какая у тебя ца, проще говоря? Или ты делаешь для себя, а там уж кому понравится?

А.П.: Свободен ага, только не от себя))). Очень точный последний вопрос, он же и ответ, но с уточнениями. В рамках Партизана делаю как бы не для кого, а то что нравится. Вот тот же Silky way, когда собирал был максимально увлечен путешествиями и хотел все это выразить через аромат и пристроить специфическое сырье, которое уже накопилось в тот момент. С тем, что стало Coven’ом была идея покрутить шипровую конструкцию и сделать аромат с условно винтажным звучанием на стыке цветочного и фруктового шипра. А в итоге конечно вам с этим всем жить.
На счет ожиданий аудитории. Я достаточно асоциальный персонаж. Даже на каких-то тусовках с близкими людьми зачастую возникает вопрос, а где это я был все это время? В то же время не отказываюсь от общения, но и особо не ищу его и как-то так вышло, что основные продажи идут через розницу и их делаю не я, поэтому и ожиданий аудитории не чувствую. Ну на мероприятиях меня спрашивали, не собираюсь ли сделать что-то с ладаном например, а я головой киваю и ну да собираюсь…когда-то.
Но если кто-то действительно чего-то ждет от меня, пишите на мейл, в фб, инсте, телеге и тд, отмалчиваться не буду.

— Сделай полынную розу! Или полынный жасмин, чтоб как в степи и в Индии одновременно)) Ну и еще вопрос — свои ароматы ты часто носишь? Вроде делаешь для себя, и кажется — вот, сделал идеальное — его и носи?

А.П.: О, класс, я подумаю над этим, но видимо придется третий фестиваль с такой темой делать, чтоб наверняка))).
Ну кхм, да, делаю как для себя, а потом просто не получается свое носить, часто так точно. Флаконов за тысячу перевалило плюс пробирки-отливанты, плюс по магазинам как медведь-шатун скитаюсь, когда это “все для себя сделанное” носить?)))) А еще когда стал капать — подпортился кайф от “просто носить”: все время свербит “а что, а как”, “ага тут так, а там вот так, а вот там вообще хз как но интересно же.”

Ха, я читаю твой ответ и вспоминаю притчу про стрелка, который жаловался учителю на трудности: “ ведь существуют люди, которые стреляют из легкого и гибкого лука в ясную, безветренную погоду, — сказал ученик обиженно. — Почему же лишь мой выстрел встречает столько препятствий на своем пути? Неужели Вселенная сопротивляется моему движению вперед?
— Никогда не смотри на других, — ответил Учитель. — Каждый выбирает свой лук, свою мишень и свое собственное время для выстрела. Для одних целью является точное попадание, для других — возможность научиться стрелять.”
Вот смотрю я на тех, кто капает под девизом “скапаю себе идеальное и буду счастлив” и думаю, что ни фига наша цель не в этом. Не в том, чтобы поразить мишень. А в том чтобы пострелять в свое удовольствие) Что скажешь?

А.П.: Ахха, ну да. It’s not about the destination, it’s about the journey!


Спасибо Александру за беседу, наше путешествие продолжается! В следующей части мы поменяемся местами, я буду отвечать, а PARTISAN — задавать вопросы, читать, что из этого получилось, можно здесь.