Сергей Борисов: Что для вас – натуральность сырья? Модная экологическая тенденция, дань прошлому парфюмерии, или своя уникальная ниша?
Анна Зворыкина: Все вместе, конечно. Натуральность сырья обусловливает и характер духов. Часто люди, которые впервые сталкивались с натуральными ароматами, не зная этого, вообще не воспринимали их как духи. «Наверное, открылось окно и ветром запахло», «кажется, кто-то чай с травами заварил». Один мой знакомый, которому на рукав попало немного натуральных женских духов, некоторое время посвятил поиску на площади неуловимой девушки своей мечты, прежде чем обнаружил, что запах воображаемой красотки приносит ему ветер с его же одежды. С помощью натуральных материалов можно создавать узнаваемые ароматические копии разных пейзажей и ландшафтов. Скажем, если смешать пряные травы, такие как чабрец, майоран, немного розы и шалфея, добавить чуть сухого ветивера и настойки морских водорослей, – вдыхая эту смесь, можно мысленно перенестись на черноморское побережье. А сочетание цитрусов с чабрецом и жасмином даст почувствовать средиземноморскую атмосферу. Можно воссоздавать запахи цветочных полей, пустыни или лесных массивов, болот и пустошей, используя натуральные ароматические материалы, которые и создают обонятельный характер этих пейзажей. В этом смысле ароматическое коллекционирование обогащает парфюмерную палитру. Я люблю использовать в работе настойки коры и древесины, которые создают очень узнаваемый лесной запах.
Сергей Борисов: В чем преимущества натуральной парфюмерии, по-вашему?
Анна Зворыкина: Прежде всего, людей привлекает ее сложность. Я бы сказала, что натуральное сырье – не для ленивых духом, ведь оно требует внимания, вдумчивости. Натуральные экстракты настраивают восприятие на осознание сложных, деликатных сигналов из внешней среды. В конце концов это распространяется за пределы сферы запахов. И мне кажется, именно такого не хватает в современной жизни, где много «упрощений».
Иногда рекламная шутка «фрукт пахнет почти так же хорошо, как жевательная резинка» становится печальной правдой: носы, приученные к простым и легко опознаваемым синтетическим молекулам «с запахом розы», нередко воспринимают натуральное розовое масло как «непахнущее розой». На западе с такой проблемой вплотную столкнулись повара: людям, привыкшим к обильно приправленной «вкусовыми усилителями» пище, еда без химических добавок кажется «безвкусной». Я бы не хотела оказаться в мире, в котором розы дополнительно надушивают, дабы потребители опознали их как «натуральные».
Мне кажется, что, используя натуральные ароматы, люди делают свое восприятие более утонченным и полным, а также получают возможность противостоять современной индустрии производства имитаций и подделок.
Сергей Борисов: Если Ваши клиенты выбирают натуральные ароматы, заказывая их у вас, чем они объясняют свой выбор именно натуральных ароматов?
Анна Зворыкина: Синтетические ароматы интересны, но порой люди ими пресыщены, и они ищут другого: другого стиля – более личного и элегантного, других впечатлений – более ярких и индивидуальных, других историй – более эстетских и утонченных, другую энергию – подлинную, удивительную и живую, другие ритуалы – более эгоистичные и личные.
И, конечно, они ищут подлинную роскошь. А ароматы, созданные маленькими партиями и состоящие из драгоценных ингредиентов, история которых исчисляется тысячелетиями, в полной мере отвечают их чаяниям.
Сергей Борисов: Цитата из одного коммерческого парфюмера: «Синтетика – это скелет ароматов, а натуральные продукты – его плоть». Ваше отношение к этой цитате? Не уверен, что аналогия будет верной, но без костей прямоходящих существ не бывает… Как Вы относитесь к тому, что делаете ароматы «без костей»?
Анна Зворыкина: Мне кажется, что аналогия, действительно, отчасти верна – но только отчасти. Я ничего не имею против синтетики как таковой, просто это не мой выбор. Мне нравится видеть в людях прежде всего индивидуальности, уникальные личности, которые хотят быть самими собой, и помочь им в этом по мере сил. Я думаю, что натуральная парфюмерия лучше справляется с этой задачей. Синтетика, конечно, по сравнению с натуральными ароматами пахнет более отчетливо, более сильно, менее многогранно. Присутствие синтетики, как мне кажется, делает аромат более конкретным – я бы сказала, более эгоцентричным, если бы у аромата было эго. Натуральные композиции намного легче становятся «второй кожей» человека, частью личности, его характером. Они, на мой взгляд, более мягкие, гибкие, привлекающие внимание не к себе, а к носителю аромата. Я часто слышу о своих духах, что они «очень личные».
В этом их сила – человек получает возможность следовать не «модной тенденции», легко опознаваемой за счет синтетических молекул, а собственному пути, определяемому характером и душевными склонностями. Кстати, изменчивость чисто натуральных ароматов на коже намного выше, чем у синтетических и частично натуральных. Я обязательно провожу несколько «примерок», если делаю духи не для себя, поскольку предсказать, как будут взаимодействовать натуральные компоненты с кожей другого человека, невозможно. Так что, я бы не сказала, что это ароматы «без скелета», поскольку скелетом аромата становится носящий его человек.