Кухня Парфюмера Алхимика

PARTISAN ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ, ЧАСТЬ 2

«Когда искусствоведы собираются вместе, они говорят о форме, структуре и смысле. Когда художники собираются вместе, они говорят о том, где можно купить дешевый растворитель.» Когда интервью берет журналист, получается интервью — в хорошем случае интересная история, в обычном — ответы на вопросы «И как вам ИФРА? А натуральные ингредиенты лучше синтетических»?
Что будет, если художник возьмет интервью у художника? Мы с коллегой, инди парфюмером Александром Перевертайло, автором бренда PARTISAN решили проверить. Это часть 2 интервью, первая здесь. Продолжаем разговор. 

—  Да, у меня тоже с периодикой никак, ну разные я люблю отмечать начало весны Diorissimo, а начало осени — L’Air du Temps. А вот про новинки: Как ты относишься к т.н. “Социальному подтексту” в парфюмерии? Тебе это важно? Есть кто-то, кто вкладывает интересный и важный для тебя именно социальный посыл?
А.П.: Тут у меня оказалось туго, даже после того как попросил тебя уточнить и ты напомнила мне про Ani Nishane, который про взаимоотношение двух народов плюс парфюмер с армянскими корнями и турецкий бренд. А много такого? Я честно хочу узнать потому-что у меня с этим пробел, и получается что я никак к этому не отношусь. Хотя сам успел поучаствовать в двух. Социально-музейном проекте «Чумацький шлях», для второго его этапа — «Символы бескрайной степи» собрал аромат «Степь». Проект был посвящен взаимному влиянию украинской и крымскотатарской культур.
И в проекте газеты «День», которая к 100 летию гетьманата Павла Скоропадского издала книгу о его жизни и для более глубокого погружения в историю я собрал аромат «Ave», который передавал атмосферу Тростянецкого парка на территории которого находится семейное гнездо Скоропадских. 
И получается, что не интересуясь тем что происходит в этом плане где-то, сам принимаю участие в такого рода проектах.
— В данном случае я рассматривала “социальную повестку” предельно широко в нее можно включить, например, всякие околоприродоохранные течения, как  Parfumeurs du Monde  они делают натуральные композиции и перечисляют часть прибыли в фонд парижской неправительственной организации “Coeur de Foret”, которая поддерживает небольших частных производителей, а также участвует в защите и восстановлении лесов Боливии, Камеруна, Индонезии, Мадагаскара и Перу. Между прочим один аромат там сделал Мишель Рудничка — а я никак не дойду заказать сэмплы! Или курьезная история с амстердамским ароматом, который дистиллировали из новогодней ели с главной площади. В общем, такое. Но выходит ты сам часть этой истории! 
А.П.: Выходит, что да, но вот считываю я это все не очень.
— А ты встречал современные хорошие интерпретации того что ты считаешь своей национальной, родной культурой? Вообще для меня тема эта непростая, потому что, во-первых, вокруг я вижу столько клюквы на медведях, и эксплуатации “русской темы” в абсолютно прямом, в лоб и пользовательском ключе, что тошно становится. Ну знаешь, вроде есть заказ на скрепы — лепим Аленушку с Иванушкой, выглядит это чудовищно. И все на таких серьезных щах, что неудобно прямо (у тебя вот с KONOPLI по-моему отличная идея, жаль не нюхала)). Для меня например, хороший пример — это Sirinbird, бренд историй на шелке, образец славянских историй, которые настолько классически и в то же время современно переосмыслены визуально, что я за каждым Ириным платком слежу с удовольствием. И не потому что у нас был общий проект Switch Perfumes&More а просто по любви) Но сама не чувствую себя достаточно в теме, чтобы работать с этим сознательно. А у тебя есть ощущение принадлежности к определенному культурному паттерну?

А.П.: Ой, тут совсем печаль-беда (если я что-то упустил и это не так, кто это прочтет поделитесь ссылками пожалуйста).
Начать наверное нужно издалека. Мое поколение и немногим младше еще дети совка и в Украине на тот момент не сильно оберегали свою культуру, ну если не по всей, то левобережная и в крупных городах точно. В школе было в неделю 2 урока украинского языка и один литературы и преподавали так себе. Плюс какой-то комплекс провинциальности или как это правильно назвать? Я каждое лето уезжал к бабушкам на юг, сначала в Еланец (пгт в Николаевской области) и там догонял если не культуру в общем, то южноукраинский диалект точно. И по возвращении в Днепр естественно какое-то время в школе и дома во дворе говорил на украинском штамп “село” потом долго отклеивался. А вот в Каховке, хоть и не крупный город, но практически все говорили на русском, и опять же украинская речь — село. Ну то есть если ты говорил на родном языке, то сразу шел в категорию деревенщины. Собственно такое-же отношение было и ко всему украинскому. И получается что вне семьи все образование, отношение и воспитание сводилось к тому чтобы стыдиться своего языка и культуры. 
А сейчас молодежь делает упор в сторону Европы и выпускает отличный продукт, но без каких-то национальных черт и историй, очень глобализированный. Крутейшие коллекции Лили Литковской, GuDu, Каневского т.д. Была правда, возможно и сейчас есть Вита Кин, которая делала платья-вышиванки, но я не вижу там переосмысления, они красивые но в современном контексте это все же куда-то в сторону шароварщины.
Konopli отличная идея, да. Но это проект Arboretum Влада Зварыча. В его рамках воплощаем знакомые нам архетипы через ароматы. Кроме Конопель готовы Бузок, Квiт, Смерека, Порiчки и Чорнобривцi.
%Anna Zworykina  %art in a bottle
Я наверное определил бы себя в паттерн местности или для себя паттерн местности. На меня повлияла и продолжает сильно влиять южная Украина и ее культура, я ребенок степи и мне кажется это достаточно явно прослеживается в моих ароматах. Хотя я не могу сказать что работаю с этим сознательно, как и вкладываю все это туда. Есть большие прорехи, которые нужно заполнять. Если рассматривать какие-то визуальные проявления и предпочтения, то все конечно ушло в сторону унификации и глобализации. Нейтральный вид линейки ароматов, пространства в котором живу, мой внешний вид. Религиозные взгляды сместились в сторону Индии опять же. И сейчас наверное это не какой-то конкретный паттерн, а симбиоз из прожитого опыта, но выстроенный на южном фундаменте.
— Знакомо. В какой-то момент в детстве “русское” для меня свелось, условно, к “пионерскому” и ничего кроме отторжения не вызывало, а это очень печально, на самом деле. Этот феномен “детей перестройки”, когда интересное, классное, модное — это иностранное, не свое, и чем дальше тем лучше. Такая Америка, где я не буду никогда. А теперь вот хочется к корням вернуться, и это непростой, но дико интересный процесс. 
Задам сейчас вопрос непростой (звучит тревожная музыка). Тебе из ароматов коллег, из Indie-парфюмеров, что-нибудь по настоящему нравится? Ты про них не пишешь почти ничего, исключая ту нашу историю с двумя инди-фестивалями, про розу-воду и про чай.
А.П.: Твои из тех что отнюхал, и это не реверанс сейчас, они мне действительно нравятся, писал у себя в канале. 
 По остальным, я их почти и не знаю. Вот смотрю на фраге и в фб у вас там если не все то какая-то часть общается постоянно, у нас этого нет или я со своими тараканами просто сижу в норке. Плюс еще одна огромная проблема над которой я одновременно и ору и плачу. У нас есть некоторое количество контор, которые торгуют оптом чепухой для разлива и есть некоторое количество умников, которые купили эту версионку, у некоторых хватило мозгов допилить, а у некоторых хватило наглости этого не сделать и оформить это все во флаконы-коробки-бренд с легендами и тд! И что самое печальное был у меня случай, встретился с одним из этих деятелей и сказал все что думал про эту хуйню, человек даже глазом не моргнул, типа я делаю бизнес. Была еще совсем недавно история, марка позиционирует себя как тру натура, никакой синтетики, выходцы из ароматерапии все по фен-шую. Заказываю три набора семплов, 15 пробирок, в них жидкость прозрачная как слеза и пахнет это все околосоважно. Еще конечно курсы-школы, грасские дипломы… 
Из тех чьи ароматы знаю очень нравится что делает Зубченко, впечатления о его ароматах выкладывал на фрагрантику, Лазарчук, и когда-то делал Ремез (в бренд он оформиться по каким-то своим причинам не захотел) и давно я не нюхал его работ. А работы Богдана и Жени я периодически нюхаю и мне нравится, но носить не хочется, старые их работы да, новые не резонируют со мной. Аня Шевчук и ее аромат Харизма. А вот же еще Олег Грабчук, который долгое время был в Москве, а теперь материализовался у нас. Все ароматы мимо, но один стоит всех — Room for everything, грандиозный цветочный букет в ретро-стиле!
— Спасибо за честный ответ. Я сама пребываю в смешанных чувствах, когда вижу публикации про парфюмерию-секретную разработку, которая бьет прямо в мозг, про всенатуральные-стойкие-афродизиаки, и все это от независимых брендов. Казалось бы, область такая, что можно делать что-то не мейнстримовое, но нет! А как про это говорить, чтобы не показалось, что я наезжаю на своих коллег? Впрочем им, вероятно, наплевать, как и тем о которых ты рассказывал: “просто бизнес, ничего личного”. И не хочется множить дисгармонию. Иногда ору про себя “что же останется от репутации арт-парфюмерии”. А то подумаю — хм, ну вот а в люксе и в большой нише сколько выходит халтуры? И ничего. В общем, сложно. 
А.П.: Ну в общем да, нейропарфюмерия, феромоны… Просто в истории с халтурой подбешивает вот этот колбасный подход: что бы мы не сделали, при наличии красивой сказки пипл купит и схавает эту днищевую парфюмерию. А ты такой со своими идеалами и стремлением к чему-то, на твой взгляд высокому и прекрасному, смотришь на это все с недоумением, а вокруг ветряные мельницы и ты такой на коне с копьем…
— И одновременно в лыжах на асфальте, да) Ладно, хватит о грустном, давай оглянемся по сторонам: ты замечаешь следы национальных культур в других парфюмерных брендах? Для тебя есть безусловно французские, безусловно итальянские? Английские? Вообще — важен ли для тебя контекст, читаешь ли ты что написано в релизе, или аромат говорит сам за себя, и вторых голосов тебе не нужно? Обзоры у тебя потрясающе образные и часто очень личные, но ты пишешь и про идеологию марок, сравниваешь и анализируешь, вот мне и интересно — что тебя в этом всем занимает в первую и вторую очередь?
А.П.: Спасибо! Да, конечно. Но если сесть и разобрать, то наверное пока еще выделятся восточные, куда войдут трушные арабские и индийские ароматы в общем. И европейские с двумя хорошо выделяющимися школами — итальянской и французской, которые очень характерно вписывают особенности своих культур в ароматы. Весь этот итальянский солнечный алалэй и более сдержанный слегка чопорный французский шик что ли, англичан к сожалению явно не считываю.
Но вот с появлением кучи нишевых, инди марок и всего остального из разных стран следы начали размываться и стираться. Ну то есть нюхая ароматы Nishane из пробирок, например, я вряд ли скажу что это вот прямо ароматы с турецкими корнями или то, что делает Люба для Брокара назову 100% российским из-за территориальной близости к нам, и все сиренево-смородиновое, дачно-цветочное вполне может быть обобщенным славянским.  
Кстати уже несколько лет ведется работа по выявлению черт присущих именно украинской парфюмерии. Ребята собрали достаточно объемную коллекцию послевоенных ароматов украинских фабрик и изучают их, для того чтоб понять есть ли какие-то общие черты и присущие только нам ходы и приемы в создании ароматов.
Контекст для меня менее важен чем сам аромат, наслаждаюсь я вторым все-таки. А на счет анализа идеологии тут интересный момент, в большинстве своем ароматы которые выпускают модные дома вообще никак не лепятся ко всему остальному что они делают, ну кроме названий, флаконов и упаковки. Особенно сейчас. Были исключения, Шанель вот, хотя если не сопоставлять Шансы и Габриэль с флаконами и именем то фиг угадаешь что это Шанель, Готье в какой-то момент (привет Пуч) сломался и весь его будуарный бунт улетел вникуда, Лоран и Диор там же, итальянцы вообще не напрягались по этому поводу, +/- выравнивают бутиковые линейки если они есть. Хотя кое кто еще держится, тот же КдГ, там что регулярная, что бутиковая сразу понятно откуда ноги растут, Мюглер еще. Проще конечно если бренд только о парфюмерии, но тут нужно быть Малем, Моной или Николаи, последнюю правда можно спутать с Герлен, но вспомнив, что Герлен лет 30 ничего такого не делает, сразу понимаешь — Николаи. И еще это печальное стремление всем угодить через монструозные линейки размывают любую идеологию.
Меня первую очередь занимает аромат, но и покопаться бывает интересно.
— Изящество и парфюмерия: стоит ли ставить знак равенства? Как ты думаешь, должны ли духи быть изящными?
А.П.: А почему нет? И чем чаще тем лучше на мой взгляд, хотя вариантов же масса и есть спрос, жаль что больше на не изящные. 
Сейчас, более чем уверен, что не должны. Могут, бывают, но не должны. И мы ведь наблюдаем просто шквал совершенно противоположных ароматов, но что самое интересное, наигравшись в эпатаж, кич и все остальное в итоге хочется красоты, соразмерности и баланса. 
%Anna Zworykina  %art in a bottle
— Ты никогда не испытывал чувства “я не дорос до этого?” по отношению к какому-то аромату? Или “это не для меня, это для кого-то с другой жизнью”?
А.П.: Как же никогда, конечно испытывал! И что самое интересное даже не тогда когда активно знакомился со всем подряд, точнее не только тогда. Ну типа знаешь, я тут только ступил на этот путь и видимо просто еще не готов, возможно со временем, фундаментом и т.д. я тебя и пойму. Было конечно и такое, например с Kouros и Devin, на дорастание до второго ушло около десяти лет. К Habit rouge в туалетке пока все еще нет, при том что экстракт лучше бы и не нюхал, вспомнил и опять накатило, он настолько прекрасен, что без него бывает больно 
 В колони ношу и радуюсь.
По второму пункту Amouage Gold man. Он как костюм самого строгого кроя с вшитым конским волосом для жесткости и ты в нем как минимум дирижёр проглотивший палку, такой весь осанистый будто бы тебя тянут вверх за волосы на макушке. Но это не я, мне в кресло-качалку и пижамку и я раздолбай.
%Anna Zworykina  %art in a bottle
— Ха! Понимаю тебя. Он такой, хотя в полной мере я не могу его оценить, у меня аж мигрень от него) А для кого ты делаешь ароматы? Ну понимаешь, принято говорить что вот, у люкса фокус группы, а инди мастер совершенно свободен. Ты как, чувствуешь себя свободным от ожиданий аудитории? Чувствуешь их? Вообще думаешь о том, кто они, люди, которые покупают твои духи? Говорил с ними об этом, у тебя просили чего- то, ну, там, “Александр, сделайте уже розу и кожу”)))
Какая у тебя ца, проще говоря? Или ты делаешь для себя, а там уж кому понравится?
А.П.: Свободен ага, только не от себя))). Очень точный последний вопрос, он же и ответ, но с уточнениями. В рамках Партизана делаю как бы не для кого, а то что нравится. Вот тот же Silky way, когда собирал был максимально увлечен путешествиями и хотел все это выразить через аромат и пристроить специфическое сырье, которое уже накопилось в тот момент. С тем, что стало Coven’ом была идея покрутить шипровую конструкцию и сделать аромат с условно винтажным звучанием на стыке цветочного и фруктового шипра. А в итоге конечно вам с этим всем жить.
На счет ожиданий аудитории. Я достаточно асоциальный персонаж. Даже на каких-то тусовках с близкими людьми зачастую возникает вопрос, а где это я был все это время? В то же время не отказываюсь от общения, но и особо не ищу его и как-то так вышло, что основные продажи идут через розницу и их делаю не я, поэтому и ожиданий аудитории не чувствую. Ну на мероприятиях меня спрашивали, не собираюсь ли сделать что-то с ладаном например, а я головой киваю и ну да собираюсь…когда-то.
Но если кто-то действительно чего-то ждет от меня, пишите на мейл, в фб, инсте, телеге и тд, отмалчиваться не буду.
%Anna Zworykina  %art in a bottle
— Сделай полынную розу! Или полынный жасмин, чтоб как в степи и в Индии одновременно)) Ну и еще вопрос — свои ароматы ты часто носишь? Вроде делаешь для себя, и кажется — вот, сделал идеальное — его и носи? 
А.П.: О, класс, я подумаю над этим, но видимо придется третий фестиваль с такой темой делать, чтоб наверняка))).
Ну кхм, да, делаю как для себя, а потом просто не получается свое носить, часто так точно. Флаконов за тысячу перевалило плюс пробирки-отливанты, плюс по магазинам как медведь-шатун скитаюсь, когда это “все для себя сделанное” носить?)))) А еще когда стал капать — подпортился кайф от “просто носить”: все время свербит “а что, а как”, “ага тут так, а там вот так, а вот там вообще хз как но интересно же.”
—  Ха, я читаю твой ответ и вспоминаю притчу про стрелка, который жаловался учителю на трудности: “ ведь существуют люди, которые стреляют из легкого и гибкого лука в ясную, безветренную погоду, — сказал ученик обиженно. — Почему же лишь мой выстрел встречает столько препятствий на своем пути? Неужели Вселенная сопротивляется моему движению вперед? 
— Никогда не смотри на других, — ответил Учитель. — Каждый выбирает свой лук, свою мишень и свое собственное время для выстрела. Для одних целью является точное попадание, для других — возможность научиться стрелять.”
Вот смотрю я на тех, кто капает под девизом “скапаю себе идеальное и буду счастлив” и думаю, что ни фига наша цель не в этом. Не в том, чтобы поразить мишень. А в том чтобы пострелять в свое удовольствие) Что скажешь? 
А.П.: Ахха, ну да. It’s not about the destination, it’s about the journey!
%Anna Zworykina  %art in a bottle
Спасибо Александру за беседу, наше путешествие продолжается! В следующей части мы поменяемся местами, я буду отвечать, а PARTISAN — задавать вопросы!