"Я бы ввел в кино возрастную категорию “40+” – обозначить те 2% фильмов в прокате, что сняты вне рамок подростковой модели мира, чтоб не выискивать их шестым чувством. 99% аудитории уже и не помнит, что сюжет в кино может быть иным, чем история борьбы героя и внешнего врага с их обязательным силовым столкновением в строго отмеренной точке таймлайна – в начале последней четверти. Победа героя происходит за осьмушку до титров, потом идет эпилог. Остальной таймлайн тоже строго размечен: представление героев – первая четверть, первый удар врага – граница первой и второй четвертей. Второй удар врага, сильней первого – ровно в середине. Примирение с союзниками или с любимой – всегда прямо перед решающей битвой. И так далее. 99% фильмов сделаны по линейке. Вернее, по одному учебнику. Не только боевики, ужастики и триллеры, но и комедии, мелодрамы и даже [как бы] драмы. Тот, кто говорит, что боится спойлеров, идя на такое кино – вероятно, кокетничает. Покупая билет, мы точно знаем, за что платим, до деталей. Если, не дай бог, фильм где-то отступает от жёсткого стандарта – рука сама тянется выключить, а ноги – унести из зала. Предсказуемость продукта – это комфорт, это модель потребления. Мы привыкли скользить по фильму, как по горке и не любим, когда наш ментальный уют нарушают. Но главный недостаток для меня не в этом таймлайне без сюрпризов. У взрослых людей модель отношений с внешним миром и своим временем вообще куда богаче, чем тупое деление на “своих и врагов”. Во взрослой жизни редко удаётся что-то решить, замесив конкретного “врага”, сартровского “другого”, кулаками. Решение у конфликтов иное. Потому что вторая сторона конфликта чаще всего – в тебе самом, рядом с первой. Но кино для взрослых – уже большая редкость. Рейтинг 16+ и 18+ сейчас имеют фильмы, обращенные к менталитету третьеклассников, вроде “Последних джедаев” или продукции Marvel. А залы заполняют дяди и тёти от 25 до 45… Ещё лет 30 назад они имели шанс найти кино для себя взрослого, а не для “внутреннего пацана”. Без тупых силовых финалов, без обязательного криминала и больших пистолетов и без, боже упаси, супергероев. Кино, по которому не получается скользить, потому что оно предполагает слом схем, непредсказуемость и совместную работу ума и чувств. Вот, чисто субъективно, мои 12 фильмов “для взрослых” или хотя бы “для взрослеющих”, первыми всплывающие в памяти." - пишет Артем Чернов и дает свой список кино.
Список - маст. Про Ливанова и Рублева не знала, кстати) И да, вот смешно, что Касабланка - какая, казалось бы, замшелость, а вот куда без нее? И да, чудовищно не хватает фильмов про взрослых людей. "Зрелость приличествует лишь фруктам", как Юлия Пустынникова Моя любимая читательница, сценарист, разъяснила мне, что, мол, вообще оно никуда не делось а есть, и что это хрестоматийная ситуация про спрос и предложение: ЦА драмы не ходит в кино, доля неуклонно падает с 60х (если не с 50х) годов - как только домашние телевизоры стали доступными, все и покатилось по наклонной) и фарш этот назад не провернуть уже. Драма уходит на независимые фестивали и кабельные каналы, широкий прокат рассчитан на подростковую аудиторию и франшизы.
От себя же добавлю что уже даже не хочется спросить в пространство "А взрослые есть дома?". Ясно, что нет. Внутренний ребенок это прекрасно и нужно, но без взрослого в теле взрослого это уже ну как бы сказать... в общем, приходит мысль о морской свинке: не имеет отношения ни к морю ни к свиньям. Впрочем, об этом как раз и некоторые фильмы из списка) Список, кстати, можно и расширить, я прошлым летом вздрогнула, глянула на свои заметки и утром за чаем набрала свою сотню фильмов. За этот год добавилось, кстати, но я уже ленилась записывать, потому что доля интересующихся падает-падает. Но это непорядок, надо возобновить, наверное.